26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Джордано Бруно и Джулио Чезаре Ванини. В.Г.Кушнаренко


Уже давно два имени – Джордано Бруно и Джулио Чезаре Ванини, стали для меня ассоциироваться вместе.  О Джордано Джордано БруноБруно знают все со школьных лет, но вот о Ванини знают немногие, потому что  он  не упомянут в учебниках истории Средних веков. А жизнь его очень интересна и, хоть эти люди никогда не встречались, судьбы их переплетены возвышенно и трагически.  
 
Итальянский философ, борец против схоластической философии и теологии, страстный пропагандист материалистического мировоззрения и учения Н. Коперника Бруно Джордано (Филиппо) родился в 1548 году в Ноле (близ Неаполя) в семье разорившегося мелкого дворянина. В 15 лет принял монашество, в монастыре занимался самообразованием, проникся атеистическими взглядами. В 1572 получил сан священника, затем стал доктором философии. В 1575 был обвинен в ереси, порвал с монашеством и бежал в Рим. После трех лет скитаний по Италии переехал в Швейцарию. В Женеве был заключен в тюрьму за смелую критику кальвинистов. С 1579 жил во Франции, читал лекции по астрономии вначале в Тулузском, затем в Парижском ун-тах. В 1583 переехал в Англию, где активно критиковал схоластов и теологов, выступал против космологии Аристотеля — Птолемея. В Лондоне издал на итальянском языке ряд трудов по философии, а также книгу "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584, рус. пер. 1936). В 1585 переселился в Германию, где, странствуя по разным городам, пропагандировал свое мировоззрение. В 1592 переехал в Венецию по приглашению венецианского патриция Мочениго. Преданный им, попал в руки инквизиции, был обвинен в ереси. Находясь 8 лет в тюрьме, мужественно отстаивал свои убеждения и отказался отречься от них. Приговоренный инквизицией к смертной казни, был публично сожжен на Площади Цветов в Риме 17.2. 1600 года.

«Суровость приговоров святой инквизиции,— говорит Шиллер,— могла быть превзойдена лишь тою бесчеловечной жестокостью, с какой приводились они в исполнение. Соединяя смешное с ужасным, увеселяя глаз оригинальностью процессии, инквизиция ослабляла чувство сострадания в толпе; в насмешке и презрении она топила ее сочувствие. Осужденного с особенной торжественностью везли на место казни; красное как кровь знамя предшествовало ему; шествие сопровождалось совокупным звоном всех колоколов; впереди шли священники в полном облачении и пели священные гимны. За ними следовал осужденный грешник, одетый в желтое одеяние, на котором черною краскою были нарисованы черти. На голове у него был бумажный колпак, который оканчивался фигурою человека, охваченного огненными языками и окруженного отвратительными демонами. Обращённым в противоположную сторону от осужденного несли Распятие, ибо спасения уже не существовало для него. Отныне огню принадлежало его смертное тело; пламени ада — его бессмертная душа. За грешником следовало духовенство в праздничном одеянии, правительственные лица и дворяне; отцы, осудившие его, заканчивали ужасное шествие. Можно было подумать, что это труп, который сопровождают в могилу, а между тем это был живой человек, муками которого теперь должен был так жестоко развлекаться народ. Обыкновенно эти казни совершались в дни больших торжеств; к этому времени накопляли побольше жертв, чтобы численностью их увеличить значение праздника. В особенно торжественных случаях при казнях присутствовали короли, они сидели с непокрытыми головами, занимая места ниже Великого Инквизитора, которому в эти дни принадлежало первое место. Да и кто бы мог не трепетать перед трибуналом, рядом е которым не садились сами короли?»

Такое аутодафе было приготовлено 17 февраля для Бруно. Сотни тысяч людей стремились на campo dei Fieri и теснились в соседних улицах, чтобы, если уж нельзя попасть на место казни, то, по крайней мере, посмотреть процессию и осужденного. Но вот и он, худой, бледный, состарившийся от долгого заключения; у него каштановая окладистая борода, греческий нос, большие блестящие глаза, высокий лоб, за которым скрывались величайшие и благороднейшие человеческие мысли. Свой последний ужасный путь он совершает со звенящими цепями на руках и ногах; на вид он как будто выше всех ростом, хотя в действительности он ниже среднего. На этих некогда столь красноречивых устах теперь играет улыбка – смесь жалости и презрения. Цель шествия достигнута; остаётся ещё подняться по лестнице, ведущей на костер. Осуждённый поднялся, его привязывают цепью к столбу; внизу зажигают дрова, образующие костер. Пламя трещит; огненные языки поднимаются всё выше и выше; вот они уничтожили позорное одеяние и, как бы негодуя, что на голове мыслителя оказался дурацкий колпак, обращают его в пепел; стали видны лоб и роскошные волосы, обвивающие столб, к которому привязан страдалец. Пламя уничтожает и их и начинает жечь обнаженное тело...  Бруно сохранял сознание до последней минуты; ни одной мольбы, ни одного стона не вырвалось из его груди; все время, пока длилась казнь, его взор  был обращен к небу.

В своих произведениях развивал гелиоцентрическую теорию строения мира Коперника, освобождая ее от недостатков и ограниченности.
Основные мысли Джордано Бруно о строении Вселенной можно выразить такими тезисами:

1.Земля не имеет форму шара, потому что у полюсов слегка сплющена.
2.Солнце, как и земля, вращается вокруг своей оси.
3.«Земля изменит со временем центр тяжести и положение своё к полюсу».
4.Звёзды, по сути, те же солнца.
5.Наша Земля во Вселенной не едина. Вокруг многочисленных звёзд так же совершают обороты многочисленные планеты, похожие на нашу.  Они вращаются по своим траекториям, представляющим круг либо эллипс. Нам они не видны из-за большого расстояния.
6.Кометы – это не падающие звёзды, а особый род планет.
7.Каждое мироздание имеет начало и конец.  Не исчезает только творческая энергия, которая лежит в основе каждого мира и каждой системы. Никогда не пропадёт и внутренняя сила, находящаяся внутри каждого атома, хотя сочетание атомов постоянно меняется.

Жизнь Бруно — образец бесстрашного служения научной истине. Он был ярким представителем эпохи Возрождения, которая, по выражению Ф. Энгельса, "породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености". Джордано Бруно стал символом ученого, для которого верность истине была дороже жизни.

                       Некоторые выражения Джордано Бруно:

*Вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы, а доказательства — для созерцающих истину, которые умеют управлять собой и другими.

*Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.

*Говорить терминами истины там, где это не нужно, значит хотеть, чтобы простой народ и глупая масса, от которой требуется практическая деятельность, имели специальное понимание: это все равно что хотеть, чтобы рука имела глаз, хотя она природой создана не для того, чтобы видеть, но чтобы делать и содействовать зрению.

*Жизнь человека на Земле является не чем иным, как состоянием войны! Он должен поражать ничтожность лодырей, обуздывать нахальство, предупреждать удары врагов.

*Искусство восполняет недостатки природы.

*Истина истине не может противоречить.

*Капля долбит камень не силою, а частотой падения.

*Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.

*Как невозможно дважды войти в одну реку, и более того, как говорят, даже и единожды, так невозможно дважды поименовать одну и ту же сложную вещь; более того — пока ее именуют, она уже иная.

*Кто желает философствовать, должен вначале во всем сомневаться.

*Обыкновенно те, у кого не хватает понимания, думают, что знают больше, а те, которые вовсе лишены ума, думают, что знают все.

*Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.

*Ревность потрясает и отравляет все то, что есть красивого и хорошего в любви.

*Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех грядущих веках.

                                                ***
                         

Менее известно имя итальянского философа и мыслителя Джулио Чезаре Ванини (1585—1619), но не менее трагична его Джулио Чезаре Ванинисудьба. Родился Ванини в Неаполе, а философское образование получил в Сорбонне. В Париже он написал две прославивших его книги — «Амфитеатр» и «Диалоги», в которых критиковал основы христианской веры с позиций пантеизма и даже атеизма, в которых  критиковал даже образ Бога, созданный ортодоксальным научным учением. «Понятие Бог древними философами понималось широко: одни говорят, что это вода, другие — воздух, третьи — солнце, луна и звёзды, четвертые — небо и солнце и т. д… природа и есть Бог, так как она является началом движения… Бог, или, лучше сказать, природа, создала небо и землю…» — «Диалоги». «Положение, на котором, — писал Ванини, — современные атеисты строят свои главные рассуждения, гласит: «Бог или знает о заблуждениях людей, или не знает. Если он знает о них, следовательно, он их творец, так как для Бога знать и хотеть — это одно и то же, если же он их не знает, он не берет на себя никаких забот в руководстве миром, так как не может им управлять, не зная его». И далее: «Бог не всё знает, например, он не знает формы греха».

Церковью было вынесено решение о сожжении книг, а сам Ванини в 1617 году бежал в Тулузу, где скрывался под псевдонимом Лючилио.
Известна легенда, что в одном из писем Папе Римскому Ванини угрожал за три дня подорвать все устои христианской веры. Возможно, кстати, что такое письмо-памфлет действительно было написано. В Тулузе сначала Ванини жил уединенно, но постепенно завел знакомства, начал преподавать медицину, философию и теологию широкому кругу тулузской молодежи. В 1618 году в Тулузу приехал некий молодой дворянин по имени Фракон, или Фракони. Через месяц после знакомства с Ванини, Фракон, догадавшись, кем на самом деле является его наставник, написал на него донос. Осенью 1618 года Ванини был арестован. При аресте среди его вещей был обнаружен хрустальный сосуд с большой живой жабой, что давало возможность обвинить Ванини в колдовстве.
Современник этих событий писал: «Будучи схвачен и допрошен, он продолжал утверждать, что придерживается правильного учения».
Казнь состоялась в день вынесения приговора, — очевидно, таково было пожелание церковных властей. Да и судьи спешили замести следы. Не случайно материалы процесса были сожжены одновременно с казнью Ванини. Судья Грамон пытался всячески очернить Ванини и его поведение в последние минуты жизни. Современник и наблюдатель этих событий, писавший в газете «Меркюр Франсуа», точно передал картину казни и поведение Ванини: «Так, выходя из тюрьмы веселым и радостным, он произнес такие слова на итальянском языке: „Пойдем, пойдем весело умирать, как подобает философу!“». В одежде кающегося грешника, под охраной множества вооруженных стражников, Ванини шел к вратам собора Сант Этьен, а оттуда на площадь Сален. Там под балдахином сидели представители церкви в парадных облачениях, соответствующих этой мрачной церемонии, и другие почетные лица. Дамы были одеты в праздничные одежды. Толпа горожан запрудила всю площадь. Колокола звонили, как по умершему. С веревкой на шее, с зеленой восковой свечой в связанных руках появился осужденный. Все было подготовлено для аутодафе. Когда сопровождавший Ванини монах из ордена кордельеров стал его утешать, напоминая о милосердии божьем и страданиях Христа, он резко ответил ему: «Христос потел от страха в последние минуты, я же умираю неустрашимым». «Он умер с таким твердым убеждением, спокойствием и твердой волей, как никакой другой человек, которого когда-либо видели, — сообщала „Меркюр Франсуа“. — Чтобы показать свое твердое убеждение перед смертью и неверие в душу, он произнес такие слова в присутствии тысячи людей, когда ему сказали, чтобы он просил прощения у Бога: „Нет ни Бога, ни дьявола, так как если бы был Бог, я попросил бы его поразить молнией парламент, как совершенно несправедливый и неправедный; если бы был дьявол, я попросил бы его также, чтобы он поглотил этот парламент, отправив его в подземное царство; но так как нет ни того, ни другого, я ничего этого не делаю“». Это были последние слова Ванини. По сигналу Грамона палачи приступили к исполнению страшной процедуры казни. Ванини отказался высунуть язык, и ему отсекли его клещами насильно. После этого, согласно приговору, как писал Грамон, «его должны были задушить, перед тем как предать огню на костре». Однако даже Грамон не упомянул о том, что его задушили. «Меркюр Франсуа» уточнила: «…ему должны были отрезать язык, а сам он должен был быть сожжен живым, что было исполнено в начале февраля». Таким образом, суд нарушил собственное постановление и сжег Ванини живым. Пепел сожжённого был развеян по ветру…

Ванини, итальянский атеист, борец против религии, особенно против католицизма. Обвиненный в атеизме, кощунстве, нечестии и других преступлениях,  был заживо сожжен в Тулузе через 19 лет после сожжения на костре Джордано Бруно.
Ванини — автор книг «Амфитеатр вечного провидения» (1615) и «О чудесных тайнах природы, царицы и богини смертных» (1616), написанных на латинском языке, а также 12 несохранившихся трактатов. В «Амфитеатре» под видом критики древних атеистов дается изложение их взглядов. В кн. «О чудесных тайнах» излагаются взгляды самого Ванини, испытавшего очень сильное влияние материалистических идей Джордано Бруно, которые не изменил даже под самыми изощрёнными пытками инквизиторов. Бог, по учению Ванини, есть бесконечное бытие, сливающееся с природой (в этом непоследовательность атеизма Ванини), мир вечен и бесконечен, но всё в нем преходяще. Ванини отвергал бессмертие души, религиозным «чудесам» давал рационалистическое объяснение, высказывал догадки о происхождении человека от животных. Религии, по утверждению Ванини, имеют свое начало и свой конец, ими «невежественный народ содержится в рабстве». Свои сочинения  Ванини  вынужден был писать эзоповским языком.  



Ваши комментарии

 

08.09.2012 03:00АВТОР: В.Г. Кушнаренко-Суртаева | ПРОСМОТРОВ: 2260




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «В.Г. Кушнаренко-Суртаева »