Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Да будет Воля Твоя…. Елена Вагина


 

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому*


 

 

«Если Бог за нас, кто против нас?»
Апостол Павел. Послание к Римлянам, 8, 3.

«Дано Преподобному Сергию трижды спасти
землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе –
при Минине; третье…»
.
[1]


Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади Москвы — больше, чем просто памятник выдающимся людям своего времени, — он символизирует единение народа во имя великой цели.

Какими были эти люди в жизни? История не сохранила даже их словесного описания. Если спросить сегодняшних выпускников школ, знают ли они таких людей, что сделали они для России, — ответят ли?

Огромна роль правдивой исторической науки в воспитании подрастающих поколений. Великое добро можно посеять через эту науку. Но если исказить исторические события и принизить значение героев, являющих собой славу и гордость отечества, можно без особого труда привести нацию к полному нравственному разложению. Когда народ забывает славные дела и самоотверженные подвиги своих лучших представителей, он обречён на исчезновение.

 

Героические примеры отцов и дедов, их характеры и поведение в суровые годы испытаний (а более того примеры исторических лиц) всегда оставляют свой след в сознании потомков. Эти примеры возвышают и облагораживают нравственную природу человека. Дают бодрость как физическому телу, так и духу, вселяют великую веру в будущее, несмотря на все несовершенства настоящего. Наш великий соотечественник Николай Константинович Рерих говорил: «Там, где ценят своих героев, там возможно и светлое будущее, ибо народ может жить лишь светлыми чаяниями и их утверждать».

Невозможно в одной краткой статье подробно изложить историю Смутного времени, проанализировать её и провести параллель с настоящим временем, оставим эту работу профессионалам. Цель статьи – не только напомнить исторические факты, но омыть память о героях-освободителях, показать мощь народа, объединённого одной целью. Ведь сказано: «В единении сила» — этот завет очень древний.

 

Смута 1598 - 1613 годов представляет собой один из самых сложных периодов Российской истории. «Это не революция, не перестановка старых порядков по-новому. Это только глубокое потрясение, великое «шатание» именно государства в сказанном смысле; ибо в это время всесторонним банкротом оказался не народ, а само правительство, сама правящая и владеющая власть… между тем как народ-то именно обнаружил такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских (именно гражданских) устоев, какой в нём и предполагать было невозможно».

Корни смуты, по мнению историка И.Е. Забелина, скрывались в мятежном, самовластном и крамольном духе боярства, которое крепко помнило свою первобытную старину.

В.О. Ключевский отмечал: «Удельный порядок был причиною упадка земского сознания и нравственно-гражданского чувства в русских князьях, он гасил мысль о единстве и цельности Русской земли, об общем народном благе…».

 

Что же происходило в политической жизни государства Российского в то далёкое время? И так ли уж далёкое? Те же страсти, что и сейчас, то же невежество, — будто бы и не прошло трёх столетий… Стремление к власти, тщеславие и гордыня толкали боярские кланы к плетению лукавых политических интриг. Думали ли они о том, что миллионы простого народа будут ввергнуты в пучину нищеты и разорения, унижения со стороны польско-литовских интервентов и шведских наёмников? О том, что суверенитет России, её государственность под тяжестью предательства покачнутся?

«Низвержение царей и святителей, цареубийство, становятся делом обыденным, обыкновенным. Верность считается преступлением, измена и воровство — заслугою. Разрываются все общественные связи». Святость крестного целования (присяга), любовь к отечеству, честь и совесть исчезают, будто и не было в истории государства нашего Владимирской Руси, подвига и славы Александра Невского и Дмитрия Донского (…). Престол царский предлагается изменниками иноземцам. Вера православная колеблется.

 

Но в то время, когда весы истории покачнулись в сторону окончательного упадка страны, из гущи народа раздался голос Козьмы Минина о единении всего общества для борьбы с врагом, о создании ополчения. А воеводою выдвигается князь Дмитрий Пожарский. К героям нашей статьи мы ещё вернёмся, а сейчас обратимся к истории, чтобы ярче представить себе людей и события, происходившие на Руси.

 

Начало 17 века. После смерти Ивана Грозного и сыновей его царевичей Федора и малолетнего Дмитрия закончилась династия Рюриковичей. Государем становится Борис Годунов. Вступивший на престол путём Земского избрания, он мог стать основателем новой династии. Но бояре, натерпевшиеся при Иване Грозном, теперь желали ограничения власти царя, дабы оградить себя от его произвола. Увидев, что новый царь расположен править так же самовластно, как Грозный, они решили тайно действовать против Годунова.

 

«В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении Лжедмитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца»[2], — говорит в своей лекции историк Ключевский. До сегодняшнего дня, несмотря на все усилия учёных, личность самозванца остаётся неизвестной и загадочной. На Московском престоле он был небывалым явлением. Некрасив, невысок, неловок, но при этом богато одарённая натура, остроумен и по тем временам хорошо образован. «Он показал себя деятельным управителем… сам вникал во все дела, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрёл широкую популярность в народе…».

И хотя в некоторых кругах его подозревали и открыто обличали в самозванстве, требуя свидетельств его царского происхождения, сам Лжедмитрий держался как законный, природный царь, вполне уверенный в своём царственном происхождении. Однако недолго самозванец устраивал бояр, он был лишь орудием в их руках, чтобы низвергнуть ненавистного всем Бориса.

 

И вновь среди боярства московского зрел заговор – его возглавил Василий Шуйский, человек двуличный, тайно мечтавший о том, чтобы самому сесть на престол Российский. После свержения Лжедмитрия хитростью и обманом на царский престол был выбран Шуйский.

 

Таким образом, на смену царю-самозванцу пришёл царь-заговорщик. Смута, как круги на воде, захватывала всё новые и новые слои общества. В установлении порядка в стране боярство не действовало единодушно, расколовшись на два лагеря Главными причинами недовольства были бесчестный путь В. Шуйского к престолу и его зависимость от кружка избравших его бояр. Вскоре в смуту были втянуты и низшие классы общества — холопы и крестьяне». Началась первая гражданская война.

 

Сразу после гибели Лжедмитрия появились слухи о его «чудесном спасении», в Москве появились «подмётные грамоты», писанные якобы спасшимся царём.

Если Лжедмитрий I вызывает интерес у потомков как человек способный и образованный, то появившийся вскоре на политической арене Лжедмитрий II вошёл в историю как «тушинский вор» и ничем примечательным не запомнился современникам.

Вокруг Лжедмитрия II собралось войско, основу которого составляли польские отряды и казаки. В июле 1607 года он пошёл на Русь с воинами, которые не верили, что их действительно ведёт царь, они мечтали лишь о военном счастье — большой, богатой добыче. При Волхове Лжедмитрий II разбил царские войска и обосновался в селе Тушино. Началась осада Москвы. Бесчинства и грабежи на захваченных территориях вызывали народный протест против «царька», который выливался в отдельные мощные восстания. Но помочь своему народу царь Василий Шуйский не мог: не имел для того ни денег, ни людей, ни должного уважения.

 

Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. На юге действовали многочисленные самозванцы (их было много?). Казалось, дух народа сломлен, отечество истерзано: неурожаи, голод, нищета, всё говорило о том, что страна погибает. Николай Карамзин писал: «...оцепенение умов предавало Москву в мирную добычу злодейству... Так нелюбовь к государю рождает нечувствительность и к государственной чести!»

 

Вот как повествует о тех событиях свидетель тогдашних ужасов, летописец Троице- Сергиевой Лавры, Авраамий Палицын:

 

«Россию терзали свои более, нежели иноплеменные: путеводителями, наставниками и хранителями ляхов были наши изменники… ляхи… только смотрели и смеялись безумному междоусобию. В лесах, в болотах непроходимых россияне указывали или готовили им путь и числом превосходным берегли их в опасностях, умирая за тех, которые обходились с ними как с рабами. Вся добыча принадлежала ляхам…. Сердце трепещет от воспоминания злодейств… Уже не сражаясь за отечество, ещё многие умирали за семейства: муж за супругу, отец за дочь, брат за сестру… Не было милосердия… всех твёрдых в добродетели предавали жестокой смерти; метали с крутых берегов в глубину рек; расстреливали из луков и самопалов; в глазах родителей жгли детей… Гибли отечество и церковь: храмы… разорялись… скот и псы жили в алтарях… на иконах играли в кости… Люди уступили свои жилища зверям: медведи и волки, оставив леса, витали в пустых городах и весях… Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и в пещерах неведомых или в болотах, только ночью выходя из них осушиться. И леса не спасали: люди, уже покинув звероловство, ходили туда с чуткими псами на ловлю людей... Не светом луны, а пожарами озарялись ночи; ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою, дома и всё, да будет Россия пустынею необитаемою!»

 

«Россия могла тогда завидовать временам Батыевым, будучи жертвою величайшего из бедствий – разврата государственного, который мертвит и надежду на милость небес! Сия надежда питалась только великодушною смертью многих россиян, ибо не в одной Лавре блистало геройство, по выражению летописца, горы могил, всюду видимые, вмещали в себе персть мучеников верности и закона. …Там не всё погибло, где хотя немногие предпочитают гибель беззаконию. С честью умирали и воины и граждане, и старцы и жены. В духовенстве особенно сияла доблесть».

Из этих слов летописи мы видим, до какой дикости и подлости может дойти человек, потерявший веру в государственность, а потеря любви к Отечеству затуманивает и веру в справедливость Высшую.

«Сей бунт уже поглощал Россию: как рассеянные острова среди бурного моря, являлись ещё под знаменем Московским Лавра, Коломна, Переславль Рязанский, Смоленск, Новгород Нижний, Саратов, Казань, города сибирские, все другие уже принадлежали к царству беззакония…».[3]

 

Нашу светлую Россию отдал дьяволу Господь:
Пусть же выкупят отчизну наши кости, кровь и плоть…
Д. Мережковский

Н. Карамзин писал: «В общем падении духа увидим доблесть некоторых и в ней причину государственного спасения: казня Россию, Всевышний не хотел её гибели и для того ещё оставил ей таких граждан. Не упустим подробностей в описании дел славных, совершённых хотя и в пределах смиреной обители монашеской, людьми простыми, низкими званием, высокими единственно душою!»[4]

 

В эти тяжкие дни на защиту страны своей встал Воевода земли Русской — Преподобный Сергий Радонежский! В Записях Б.Н. Абрамова сказано: «Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд… Он строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его…

 

Не раз Его страна была в смертельной опасности, когда шёл вопрос о самом её существовании, и вопрос этот неизменно разрешался победою. Но история знает так мало. Что знает она об опасностях отведённых, о возможностях посланных, без явного для людей Его участия? Кто руководит полководцами в их удачных решениях, кто вдохновляет воинов и народ на преодоление? Что знает об этом история? Подлинная история страны хранится в Твердыне. Там знают действительность, люди же очевидность…».[5]

 

А вот слова Елены Ивановны Рерих из книги «Знамя Преподобного Сергия Радонежского»:

«Сергий Духотворец! Сергий – Живая Связь с Миром Высшим! Если Пламенный Облик его общечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории России, при всех потрясениях, обрушившихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных. Особенно много ободрения и чудес было явлено Преподобным Сергием в тяжкое время Смуты. Троицкая Обитель к этому времени, возвышаясь в духовном и общественном значении, преуспевала и в своём строительстве. В 1550 году был закончен большой пятиглавый Успенский собор и вокруг монастыря была сооружена массивная каменная стена с 12-ю башнями, превратившая монастырь в первоклассную крепость, прикрывавшую дорогу из Москвы в северные города. Богатство монастыря настолько возросло, что уже с 16 века казна монастырская могла ссуживать значительные суммы на нужды государственные. И конечно, такая крепость с хранившейся в ней богатой казной, представляла заманчивую добычу для «тушинцев», поляков и литовцев Смутного времени.

 

На эту духовную твердыню и сокровищницу Земли Русской и устремились хищники, и 23 сентября 1608 года воевода Тушинского царька Пётр Сапега с войском из поляков и литовцев, а также с примкнувшими к ним многочисленными отрядами из тушинцев подошёл к стенам монастыря. Число врагов, по показаниям пленных, простиралось до 30-ти тысяч. Этой вражеской силе защитники Сергиевой Обители могли противопоставить самые незначительные силы: число защитников набралось до 2400 человек. …Враги заняли все дороги, ведущие к монастырю, своими заставами.

Со своей стороны, и осажденные энергично готовились к обороне. Воеводы совместно с архимандритом и соборными старцами, привели всех защитников к крестному целованию у Раки Преподобного Сергия, с обещанием крепко и непоколебимо стоять против врагов…Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях Преподобного Сергия архимандриту Иосафу и пономарю Иринарху с предупреждениями об опасности и обещаниями помощи.

29 сентября Пётр Сапега и Александр Лисовский прислали в монастырь две грамоты воеводам и архимандриту Иосафу с требованием сдачи и обещанием награды в случае покорности и угрожая лютою смертью всем сопротивляющимся. Но слова польско-литовских военачальников «пали как ветер на скалу Троицкую». Воеводы и архимандрит Иосаф послали врагам суровый и решительный отказ. Жестокая борьба началась.

30 сентября враги повели на монастырь приступ со всех сторон. Вражеская артиллерия осыпала монастырь ядрами. Но Преподобный хранил Обитель свою. Ядра упадали в пустые места или в пруд и сравнительно мало вреда причиняли осаждённым. После длительного и жестокого боя враг отступил с большими потерями.

 

Немало приступов было сделано врагами, и неизменно Преподобный в видениях предупреждал о каждой опасности. Так, накануне одного сильного приступа пономарь Иринарх видел, как Святой Сергий ходил по ограде и кропил её святой водой. Защитники, предупреждённые таким чудесным образом, окрылялись духом и неизменно отбивали все нападения, нанося существенный урон неприятелю. Отчаявшись взять монастырь приступом, враг стал вести подкоп под монастырь. Осаждённым стало известно о подкопе под стены монастырские. Каждую минуту им грозила страшная гибель.

В эти тяжкие дни Преподобный Сергий явился архимандриту Иосафу. После усердной молитвы Иосаф впал в дремоту и вот видит он, что Преподобный с воздетыми руками слёзно молится; окончив молитву, он обратился к Иосафу и сказал: «Встань, брат, бдите и молитеся, да не внидите в напасть» …

Последовавшая затем вылазка 9 ноября оказалась чрезвычайно удачной для защитников: было обнаружено устье подкопа. Два крестьянина подмонастырского села Клементьева, Никон Шилов и Слота, взорвав подкоп, геройски пожертвовали собою для спасения Обители. Так дозором Преподобного осаждённым ещё раз удалось избежать страшной гибели.

 

В эти грозные дни Преподобный являлся не только бывшим в святой Обители, но также и тушинским казакам, осаждавшим Лавру… В одну ночь Преподобный явился во сне многим врагам и предрёк им гибель. Некоторые казаки, устрашённые этими явлениями, оставили лагерь врагов и ушли домой.

…В мае возобновились военные действия под Троицким монастырём. Враги снова произвели на стены монастырские приступ, который был отбит с большим уроном. В июле приступы возобновились и снова были отбиты… в это время к монастырю наконец приближался избавитель (князь-воевода Михаил) Скопин-Шуйский, шедший с сильным войском на освобождение Москвы от тушинцев.

Заступничество Преподобного Сергия спасло его Обитель от разорения. Разбитые несколько раз, после 16-ти месячной осады, враги, в страхе перед наступавшим на них войском князя Скопина-Шуйского, отступили от стен Троицкой Лавры.

 

Доблестной защитой монастырской крепости не была исчерпана служба Троицкой Обители Земле Русской в тяжкие годы Смутного времени. Во время осады, когда и сама Москва была стеснена тушинцами и в ней начался сильный недостаток и дороговизна на съестные припасы, находившийся в Москве келарь Авраамий Палицын выпускал на рынок по дешёвой цене из монастырских житниц сотни четвертей ржи и тем заставлял хлеботорговцев понижать цену на хлеб. А в тяжелый 1611 год, когда наступил самый критический момент во внутренней истории Московского Государства, когда захватившие Москву поляки и их русские приспешники стали жестоко угнетать Русь и угрожать всему национальному быту, когда, в отчаянии за будущую судьбу своей родины, люди терялись среди ужасающих событий и не знали, откуда ждать помощи, тогда из стен Троицкой Обители раздался набатный звон по всей Руси. Доблестный Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали из монастыря по всем городам пламенные грамоты с призывом к русским людям подняться на защиту веры и отечества и освободить от врагов Московское Государство.

 

Эти пламенные грамоты и те необычайные видения, всегда связанные с обликом Преподобного Сергия, начавшиеся проявляться повсеместно среди людей самого различного положения, вызвали в народе подъём религиозного чувства величайшего напряжения, при котором чудо освобождения и очищения Московского Государства сделалось возможным. Так, один из главных героев освобождения Козьма Минин указывал, что источник его решимости поднять ополчение таился в чудесном троекратном ему видении Преподобного. В сонном видении явился ему Великий Чудотворец и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но, полагая, что собирание войска не его дело, не знал, на что решиться. Спустя немного времени Преподобный вторично явился к нему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз к нему явился и сказал: «Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей! Чтобы ты шёл на освобождение Земли Русской от врагов! Не бойся того, что старшие не пойдут за тобою, младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец». Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело…».[6]

 

Все, кто могли предать страну, уже предали её, а кто хотели изменить ей — изменили. «Народ потерял фокус сосредоточения. …Каждый поворот эволюционного пути требует своего фокуса восприятия энергий… это зависит от требования момента»[7], — сказано в книге «Устремлённое сердце». Народ, видевший разорение Руси, прямо называл это дело воровством, а всех заводчиков смуты — ворами. Но народ не знал, как помочь беде, как взяться за дело? Время шло, и народная энергия протеста преобразовалась в энергию самоорганизации. А организованный народ, воодушевлённый общей идеей спасения России — это великая непобедимая сила. В «Гранях Агни Йоги» (1953, ч. 2, 392) говорится: «…Вождь говорит от имени народа, за ним стоит народ. Когда человек стоит или действует сам за себя, или сам от себя, слаб тогда человек, ибо мало его «я». Но когда за спиной стоит дружная, сплочённая масса, то, при понимании, «я» вырастает соответственно. Потому велика сила Вождя объединённого народа. (…) Когда за спиной страна, силён тот, кто действует от её имени (…)».

 

Первое ополчение Москвы было обречено на провал, так как возглавляли его те же люди, которые и затеяли смуту. Неспособность поставить общее дело спасения Отечества выше своих личных интересов привело к поражению сопротивление, возглавляемое дворянином Ляпуновым.

В.О. Ключевской писал: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

 

И пробил «урочный час». Отечество спас простой посадский человек — Козьма Минин. И это не было случайностью. В лице Минина народное множество нашло достойного, истинного выразителя своих сокровенных желаний о добре и справедливости и всегдашних помышлений о том, как надо жить в согласии с совестью и делать дела по совести. Историкам мало что известно из жизни Минина до ополчения, каков он был в быту, как проходило его детство, кто были его предки. Но нам известно, каким он был, когда призывал народ Нижегородский к ополчению. «Быть выборным человеком в своём посаде, да ещё на должность начальника судных дел — роль не малая для любой личности Стать выборным человеком от всей Земли на подвиг освобождения Отечества, — это тоже не простой звук(?), а весьма сложная связь жизненных отношений». Жители Нижнего Новгорода поддерживают призыв Минина собирать ополчение. Нам известен его знаменитый клич: «Если помогать отечеству, так не пожалеть ни жизни и ничего, а отдать всё своё, жён, детей, дворы; именье продавать и закладывать; да бить челом, чтобы кто вступился за истинную православную веру и взял бы на себя воеводство». Этот призыв знаменит и поистине велик, потому что он выразил нравственный, гражданский поворот общества, он выразил меру жертвы, которую должны были все принести - и бедные, и богатые. Народ, взявшись за дело, повёл его по своему… Всё делалось по выбору, по мирскому совету. Не по знатному происхождению выбирались люди, а по истинным заслугам, лишь бы такие заслуги были известны народу.

 

Кто же будет воеводою? После некоторых размышлений решили звать на воеводство молодого князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который долечивался от ран, полученных при первом ополчении Москвы. Почему выбор пал на него? Этот человек заслужил уважение за то, что не примкнул, подобно многим, ни к полякам, ни к шведам, ни к русским ворам. Неоднократно приезжали выборные люди к Пожарскому и просили его стать воеводою ополчения. И князь согласился. Воля народа есть Воля Всевышнего. Это был промысел Божий — Да будет Воля Твоя!

 

Николай Константинович Рерих писал: «Герои, во время их строительного подвига, и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной».[8]

 

Четыре месяца воинство собиралось и ещё с полгода двигалось к Москве. Некоторые исследователи упрекают Пожарского и Минина в долгих, как казалось, затяжных сборах. Но историки Иван Забелин и Дмитрий Иловайский доказывают, что это промедление сыграло в пользу ополченцев.

 

Войско, направляясь к Москве и проходя через верную присягу города, укреплялось и пополнялось новыми защитниками. Будучи в Ростове, Минин и Пожарский пришли за благословлением в Борисоглебский монастырь, где в ту пору подвизался затворник Иринарх. Старец, бывший пламенным патриотом, из своего уединения зорко следил за событиями в России и многих укреплял в крепости духа, верности и любви к Отчизне. Отсюда ополчение двинулось к Москве. Проходя мимо Сергиевой обители, всё воинство получило благословление от архимандрита Дионисия, а Авраамий Палицын пошёл вместе с войском, духовно укрепляя его. Келарь Авраамий явился усердным миротворцем и своими красноречивыми поучениями во многом помог Минину и Пожарскому водворить порядок и послушание в воинстве и привлечь казачество на сторону ополчения. Казачьи таборы, возглавляемые князем Трубецким и атаманом Заруцким, стояли у стен Москвы, и эта необузданная сила могла расстроить все планы ополчения.

 

Этот момент нашей истории являет собой удивительное и назидательное зрелище: «спокойный, вечно страдающий и бедствующий сирота-народ двинулся собранным на свои последние деньги ополчением… восстанавливать в государстве тишину и спокойствие, нарушенную не им, народом, а его правительством…» «Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех исторических дел, потому что оно в полном смысле дело народное, созданное исключительно руками и жертвами самого народа, у которого все другие сословия являлись только помощниками. (там же ,стр.35) Николай Карамзин говорил: «История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам [9], которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием».

 

Никакими удуманными мерами нашим недругам не удалось разрушить государство Российское. Со времён Смуты и до наших дней сколько подвигов во славу Отечества и тяжелых потрясений пережила наша Родина! Но верим, крепко верим в Россию, в гражданский подвиг её народа, в светлое, прекрасное будущее Новой Великой Страны.

 

Исторический пример выхода страны из, казалось бы, безвыходного положения ярко и впечатляюще показывает мощную силу единения. Вот что говорит Учение Живой Этики о единении: «…насколько Мы настаиваем на единении. Люди думают, что это наставление имеет лишь нравственное значение, но они не понимают, что единение есть умножение энергии. Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда имеется дружное единение, ведь происходит сбережение энергии. Она напрягается в одно место, и такая концентрация дает яркое усиление энергии.

Но, кроме умножения Нашей помощи, единение есть как бы насос пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в несколько раз. Такая прогрессия может быть вычислена, и люди еще раз могут убедиться, что доверено им в земной жизни. Убедить можно лишь научным путем. Пусть ученые покажут, как возрастают сложенные силы…». (Надземное385).

 

А вот что пишет о единении Елена Ивановна Рерих: «Помните, как сказано, что все Силы Небесные не могут собрать столько силы, сколько один подвиг земной в соединении с Силами Высшими. Для Земли, всё должно быть совершено земным путём, в земных условиях...» (Т. 3, 244)

 

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Силён дух народный, непобедим. Ни иго татарское, ни нашествие иноплеменников, ни бедствия внешние — ничто не победило его и не победит. (…) Испытания – ступени подхода. Всё — во благо. Трудно, но во благо. Закалил в испытаниях и подготовил. (…). Не надо смущаться ничем, но крепко ждать завещанного. Говорю о чертоге небывалом. Надо взойти любимой Стране на гору счастья, но труден подъём. Будет уходить всё, часто сменяющимся ступеням восхождения несоответствующее и, тем более, препятствующее. (…) Стервятникам, Родину окружившим поживы не будет…»

 

Николай Константинович Рерих в «Листах дневника» пишет: «Поистине, "Не замай" Россию. Каждый, посягнувший на нашу Родину, погибнет с несмываемым позором. (…) Знает русский народ священную радость любви к Родине. (…) Помнит, что "промедление — смерти подобно". Помнит, что "благословенны препятствия — ими растём. Жертвенно несет русский народ все свое достояние во славу Родины! Слава, Слава, Слава».[10]

 

Тебя, Отечество святое,
Тебя любить, тебе служить-
Вот наше звание прямое!
Мы жизнею своей купить
Твоё готовы благоденство.
Погибель за тебя — блаженство,
И смерть — бессмертие для нас!

                                                                        А.И. Тургенев «К Отечеству»

 

 

Примечания:

 

1. Рерих Н.К. Свет Неугасимый / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995
2. Ключевский В.О.. лекция XLII
3. Н. Карамзин. О смутном времени. с. 267.
4. Карамзин Н. О смутном времени. стр.253
5. Абрамов Б. Н. Устремлённое сердце. 8 октября 1954 г.
6. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский.
7. Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. 11 марта 1953 г.
8. Рерих Н.К. Душа народов / Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.
9. К слову «ГРАЖДАНИН» мы неоднократно возвращались в нашей статье, поэтому хочется напомнить значение этого слова по словарю Ушакова: «Гражданин - сознательный член общества: человек, подчиняющий свои личные интересы общественным.» «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? – Отечества достойный сын.» строчка из стих. поэта Некрасова точно подмечает смысл слова «гражданин».
10. Рерих Н.К. Слава / «Листы дневника». Т. 3.М.: МЦР, 1996 г.

 

* Скульптура воплощает собою те идеалы высокой гражданственности, патриотизма, личной сознательности и сыновнего долга перед родиной, которые подвигли её прототипов совершить свой подвиг. Герои её – представители народного ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Первый стоит во весь рост, энергично откинув руку, указывая в этом призывном жесте на Москву, которую нужно отстоять от польских захватчиков. Он вручает своему собрату по оружию меч, чтобы тот как полководец возглавил войска народного ополчения. Основание монумента украшено барельефами.

30.11.2016 12:06АВТОР: Елена Вагина | ПРОСМОТРОВ: 1601




КОММЕНТАРИИ (2)
  • Надежда30-11-2016 16:03:01

    Научить людей земли любить...
    ***

    Чудесным образом Он
    Приходил вновь в этот мир
    И были мать, отец земные,
    Но не уроки приходил учить,
    А научить людей Земли любить...
    Любить, как будто в первый и последний раз,
    Помочь Руси, когда ей было трудно,
    И воинов на бой благословить
    И победить и верить и открыть
    Окно в тот мир Любви,
    Что есть неведом многим на Земле...
    Труд и Любовь - есть главная стезя,
    Любовь души, что негасимая, живая,
    Века прошли, Он вечно в памяти людей,
    Душа, что от Небес Огонь познала...
    Он мудростью своей помог Руси
    И выстояла Русь, то было диво?...
    От Негасимого Пламени Истинной Небес Любви
    Он приходил в земное - Неземным...
    Небесные дороги были, есть,
    Приходят от Небес вновь Аватары,
    Приносят от Небес Святую Весть,
    Есть Негасимо Огненное Пламя...
    ***
    Так воины Небес приходят в путь,
    чтобы защитить Святую Русь,
    бессмертны их дела в тропах Земли,
    они любовь души навеки пронесли
    и отдавали устали не зная,
    достойно помнить нам о них,
    навеки память в летах сохраняя...

  • ЕЛЕНА05-12-2016 12:39:01

    В борьбе зарождаются возможности. В борьбе
    зарождаются силы.
    Народ с зажженным духом никому не победить!
    И сейчас мы снова взываем к Сергию Радонежскому:
    - Отче Сергий, дивный, помоги земле русской!
    - Помоги восстать духом! Помоги!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »