Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Культ нетерпимости. Владимир Сова


 

Рерихи оставили нам понимание слова «культура» как состоящего из двух корней — «культ» и «ур» — и означающего «культ Света», а также Знамя Мира, провозглашённое ими как знамя высокой Культуры. Однако организация «Международный Центр Рерихов» (МЦР) под бессменным и жёстким руководством Л.В.Шапошниковой, организация, именующая себя учреждением культуры и претендующая на исключительные права на имя Рерихов и Знамя Мира, ярко демонстрирует и насаждает совсем другой культ — культ нетерпимости.

 

На протяжении 1990-х годов МЦР боролся за выживание, главным образом, с собственной бедностью, чужими претендентами на недвижимость и представителями доминирующей в России Церкви, до сих пор стремящимися объявить Агни Йогу религией и поставить её вне закона. Борьба эта была нелёгкой и иногда жёсткой, но сотрудники МЦР всё-таки старались держаться в элементарных цивилизованных рамках, дабы не навлечь на себя лишние судебные преследования. Однако, по мере укрепления собственного благосостояния, веса в обществе и связей, объектом атак со стороны МЦР всё чаще становились участники того же рериховского движения, на безраздельное лидерство в котором претендует МЦР. И вот здесь можно вспомнить цитату из статьи Н.К.Рериха «Болезнь клеветы», помещённой в 3-м томе сборника МЦР «Защитим имя и наследие Рериха», которую сама Л.В.Шапошникова цитирует в начале своей статьи «Подвижничество диакона Кураева», опубликованной в 1-м томе того же сборника ещё в 2001 году:

 

«Клевета есть передача лжи. Все равно, будет ли ложь передаваема по легкомыслию, или по злобности, или по невежественности — семя ее будет одинаково вредоносно».

 

Особо массированным «литературным» атакам стал подвергаться тот, кого никак нельзя было достать иным способом — директор Музея имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке Д.Энтин. До 1996 года Л.В.Шапошникова находилась в относительно хороших отношениях с Д.Энтиным, несмотря на некоторые отдельные шероховатости, была у него в гостях в Нью-Йорке и получила от него большой массив копий архивных документов. Однако на очередной конференции в октябре 1996 года в МЦР, в которой принимал участие и Д.Энтин, дружба вдруг кончилась, и с этого момента теперь уже «господин Энтин с подручными» в устах Л.В.Шапошниковой превратился во «второго Хорша», достойного самых отборных эпитетов, на которые не скупились ни она сама, ни её почитатели. Как ни странно, несмотря на такое нетерпимое отношение к нему, Д.Энтин вплоть до 2007 года помогал МЦР устанавливать контакты с частными коллекционерами в США, у которых МЦР (или, возможно, его основной спонсор — Б.И.Булочник, председатель правления коммерческого банка «Мастер-Банк»[1]) приобретал картины Н.К. и С.Н. Рерихов.

 

Что же такого случилось в 1996 году? Почему Д.Энтин не был объявлен Л.В.Шапошниковой врагом раньше? Дело в том, что до этого были живы ученицы Е.И.Рерих — К.Кэмпбелл и И.Фричи, которые прекрасно знали Д.Энтина и могли, в случае чего, высказать публично своё мнение о нём, а также о поведении самой Л.В.Шапошниковой, о котором речь пойдёт ниже. И.Фричи умерла в апреле 1996 года, К.Кэмпбелл — в августе того же года. Теперь, из известных людей, только Д.Энтин мог свидетельствовать о взаимоотношениях между ними и Л.В.Шапошниковой, а также о сказанных ему словах С.Н.Рериха, суть которых радикально расходилась с заявлениями последней.

 

В эпохальной по последствиям внутри рериховского движения статье «Предатели» [2], датированной днём рождения Е.И.Рерих — 12 февраля 2002 года, Л.В.Шапошникова упомянула, в числе прочего, об отношениях между К.Кэмпбелл и Д.Энтиным. Здесь имеет смысл привести большой фрагмент этой статьи, чтобы был понятен контекст:

 

«Я опять должна привести свои свидетельские показания. Когда в начале 1990 года я работала с наследием в имении Рериха под Бангалором, Святославу Николаевичу позвонила Кэтрин Кэмпбелл (Стиббе. — Л.Ш.) и передала через него мне приглашение приехать к ней в Швейцарию, где она в это время жила в местечке Ла Тур де Пей на берегу Женевского озера. Потом она позвонила уже мне и снова повторила свое приглашение. Я объяснила ей, что сейчас не могу к ней приехать, но сделаю это обязательно, когда кончу работу с наследием. На том и договорились. Потом я поинтересовалась у Рериха, с чем связано такое срочное приглашение.

 

— Видите ли, — сказал он, — Кэтрин очень беспокоится о дневниках моей матушки. Я объяснил ей, что дал вам соответствующие инструкции. Но Кэтрин надо знать. Она очень ответственный человек и хочет переговорить с вами лично. Я думаю, что для вас это будет полезно.

 

Так в июне 1990 г. я оказалась в гостях у Кэтрин Кэмпбелл. На следующий же день после моего приезда Кэтрин заговорила со мной о дневниках. Она рассказала мне об их значении и сообщила мне о воле Елены Ивановны — не публиковать их, по крайней мере в ХХ веке, а может быть и далее, в XXI.

 

— Я прошу вас, — сказала она, — строго следовать инструкциям Святослава.

 

Не думаю, что господин Энтин не знал об этом. Он находился в это время в Женеве и пару раз заезжал к Кэтрин в Ла Тур де Пей. Тогда мне показалось, что обошлась она с ним не слишком гостеприимно...

 

В конце 1991 года Кэтрин заказала две копии хранившихся в Амхерст колледже дневников Е.И.Рерих. Одну копию она отдала мне для нашего Музея, другую оставила в нью-йоркском Музее. И это был единственный материал, которым располагал Энтин и который без всякого на то законного основания отдал главному редактору «Сферы» Д.Попову для полной публикации в России».

 

Здесь Л.В.Шапошникова говорит неправду. Помимо копии дневников Е.И.Рерих, которую Д.Энтин вместе с Д.Н.Поповым (а не К.Кэмпбелл) заказали в Амхерсте (одну копию и именно для Музея в Нью-Йорке, где она была позже размножена), Д.Энтин имел и передал в копии Д.Н.Попову для использования в публикациях также шесть рукописных тетрадей Е.И.Рерих за 1935-1944 годы. Подчёркиваю, у Д.Энтина имеются не фотокопии этих тетрадей, которых нет и никогда не было в Амхерст колледже, а именно сами тетради, отданные в своё время в Калимпонге их автором — Е.И.Рерих — на хранение своим ученицам К.Кэмпбелл и И.Фричи. Эти тетради были переданы К.Кэмпбелл в 1990-х годах именно Д.Энтину в Нью-Йорк, где хранятся и поныне, а не Л.В.Шапошниковой в Москву, несмотря на заявление последней о «негостеприимстве» со стороны К.Кэмпбелл по отношению к Д.Энтину.

 

Это материальный факт. Наличие этих тетрадей в Нью-Йорке так же легко подтвердить, как наличие рукописных тетрадей Е.И.Рерих за 1920-1935 годы в Амхерсте. Таким образом, «свидетельские показания» Л.В.Шапошниковой противоречат не чьим-то воспоминаниям, мнениям или догадкам, а неопровержимому факту.

 

При этом Л.В.Шапошникова не рассказывает ни в этой статье, ни где-либо ещё об одном эпизоде, после которого её отношения с К.Кэмпбелл безнадёжно испортились, из-за чего, собственно, та и передала упомянутые выше тетради именно Д.Энтину, а не Л.В.Шапошниковой, несмотря на публичные заявления МЦР о глубоком доверии к ней со стороны С.Н.Рериха. А произошло следующее.

 

В ноябре 1991 года Л.В.Шапошникова была приглашена в гости в дом К.Кэмпбелл и И.Фричи (двух близких учениц старших Рерихов, которым Е.И.Рерих в своё время передала значительную часть своего архива) в Гринвич, штат Коннектикут, США. В то время К.Кэмпбелл действительно полагала, что Л.В.Шапошникова — «Избранная», а потому приняла её у себя с радостью, сочтя этот визит за честь. В аэропорту Л.В.Шапошникову встречали Д.Энтин и И.Фричи. В тот же день Д.Энтин уехал домой в Нью-Йорк, а три дамы в тот вечер очень долго не расходились, поглощенные беседой. Наконец, К.Кэмпбелл и И.Фричи засобирались ко сну, а Л.В.Шапошникова захотела ознакомиться с имевшимся у них архивом. И.Фричи показала, где находятся архивные материалы, чтобы Л.В.Шапошникова могла погрузиться в их изучение, и оставила гостью в одиночестве. Утром, когда К.Кэмпбелл и И.Фричи вышли из своих комнат, Л.В.Шапошникова уже (или, возможно, ещё) бодрствовала, а на полу в гостиной возвышалась стопка материалов, извлечённых из архивных ящиков, и на самом верху стопки покоились те самые шесть рукописных тетрадей Е.И.Рерих, которые ныне хранятся у Д.Энтина в нью-йоркском Музее. На недоумённый вопрос хозяек Л.В.Шапошникова ответила, что это то, что она намерена забрать с собой в Москву. К.Кэмпбелл, естественно, изрядно рассердилась и сказала Л.В.Шапошниковой несколько резких слов, на что получила от последней ещё более резкий ответ. К.Кэмпбелл и И.Фричи почувствовали себя настолько оскорблёнными поведением Л.В.Шапошниковой, что потребовали, чтобы она немедленно удалилась из их дома, даже не собрав вещи, которые будут высланы ей позднее. К.Кэмпбелл позвонила Д.Энтину, рассказала о случившемся и сообщила, что Л.В.Шапошникова отправляется к нему и проведёт весь остаток своего визита в Музее в Нью-Йорке. Сотрудники Музея нашли для Л.В.Шапошниковой комнату в доме рядом с Музеем, а чуть позже ей машиной из Гринвича был доставлен её багаж.

 

Оставшиеся две недели визита Л.В.Шапошникова провела в Музее на правах почётного гостя, изучая архив Музея и выбирая в нём интересовавшие её материалы. Эти материалы были для неё скопированы, и копии она забрала с собой в Москву. Д.Энтин и Л.В.Шапошникова договорились постепенно полностью скопировать свои архивы и обменяться этими копиями на тот случай, если в Нью-Йорке или в Москве с архивами что-нибудь произойдёт. В ту поездку Л.В.Шапошникова увезла с собой более 4000 страниц копий архивных материалов Музея имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке. После нескольких лет напоминаний об этой договорённости, в Музей в Нью-Йорке из Международного Центра Рерихов пришёл по почте небольшой пакет. В пакете обнаружились копии около 100 страниц из машинописной рукописи, вошедшей в изданный впоследствии МЦР сборник «У порога Нового Мира», т.е. ни тогда, ни позже со стороны Л.В.Шапошниковой договорённость 1991 года выполнена не была. Впрочем, теперь это несущественно, поскольку со временем нью-йоркский Музей занялся переводом всех своих архивных материалов в цифровую форму с последующим выкладыванием их в свободный доступ на своём сайте в интернете, чтобы облегчить работу возможных исследователей наследия Рерихов, и, таким образом, размножение и сохранение копий уникальных материалов значительно упростилось.

 

Но вернёмся к статье «Предатели», куда описанный выше эпизод не попал. Ближе к её концу Л.В.Шапошникова демонстрирует тот специфический литературный стиль, который с тех пор стал визитной карточкой текстов, исходящих от МЦР и его сторонников:

 

«Господин Энтин давно уже наполняет свои письма и сайты Интернета клеветой и ложью на МЦР и его руководство. Известно, что Хорш поступал так же, выпуская зловонные струи клеветы и лжи против Рерихов в своих многочисленных письмах и публикациях».

 

Такое поведение, такая ролевая модель многократно, многолико и многоречиво воспроизводится сторонниками МЦР. Поклонники Л.В.Шапошниковой, как и, в своё время, верные ученики товарища Сталина, соревнуются друг с другом в подражании своему кумиру и порождают устойчивый поток «писем трудящихся» против «отступников», причисляя их к «служителям тьмы» и предателям, обвиняя в аморальности и невежестве и вообще не стесняясь в выражениях. Определённые речевые обороты и интонации этих поклонников напоминают элементы «научной полемики» времён Трофима Денисовича Лысенко и борьбы с генетикой как «лженаукой и продажной девкой империализма». Сделанный ещё в 2003 году мгновенный снимок этого грязевого потока до сих пор не потерял своей актуальности

 

Малейшее отклонение от «генеральной линии Партии», исходящей от Л.В.Шапошниковой, карается отлучением от МЦР и публичным поношением. Например, Ю.В.Линник считался другом МЦР и обильно цитировался Л.В.Шапошниковой как исследователь искусства “Амаравеллы”,[4] а во время травли учёного В.А.Росова МЦР даже использовал его отзыв, «часть которого, где он не расходился с позицией авторов критической статьи»[5], т.е., с позицией МЦР, была опубликована в «Литературной газете». Опубликованная часть отзыва заканчивается так: «МЦР представляет весьма обоснованную точку зрения, высказывает мнения, к которым надо прислушаться»[6]. Ю.В.Линник, будучи оппонентом на защите диссертации В.А.Росова, предоставил друзьям из МЦР копию самой диссертации, недоступной даже сторонникам диссертанта за пределами узкого академического круга (А.В.Стеценко, первый заместитель Л.В.Шапошниковой, специально приезжал к нему в Петрозаводск). Когда же Ю.В.Линник заявил, что МЦР ввёл его в заблуждение, и когда он позже выступил в той же газете против антиросовской кампании, самым мягким выражением в его адрес со стороны МЦР стало «господин Линник», а высоким иерархам из МЦР стало «стыдно за саму «Литературную газету», которая была когда-то одной из самых грамотных и корректных газет»

 

Впрочем, не все отлучённые были настолько на виду, чтобы заслужить публичное порицание, многие просто тихо работали внутри МЦР и были также тихо уволены оттуда по личному распоряжению Л.В.Шапошниковой, как, например, создатель и многолетний бессменный директор Оптического театра при МЦР С.М.Зорин [8].

 

Короче говоря, все те, кто поддерживают МЦР и лично Л.В.Шапошникову, записаны ими в «воины Света», а кто против, соответственно — в «приспешники тьмы»

 

Этой судьбы не избежала и Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования РФ. Несмотря на массированное «общественное» давление в течение более полутора лет с момента защиты, диссертация В.А.Росова была дважды рекомендована к утверждению экспертами ВАК, т.е., в общей сложности, тремя десятками признанных и остепенённых учёных и академиков РАН — именно академиков Российской академии наук, а не одной из многочисленных академий разного рода наук, не только наук и совсем не наук. После этого МЦР публично[9] задал риторический вопрос: «Неужели в ВАК нашелся только один честный ученый, который правду научной истины ставит выше «подковерной» борьбы чиновников от науки?» «Один честный учёный» — это, естественно, последовательно выступавший на стороне МЦР академик Е.П.Челышев, а все остальные, соответственно, понятно, кто... Скорее всего, именно этот честный учёный на протяжении всей кампании снабжал МЦР информацией о грядущих событиях внутри ВАК, связанных с докторской диссертацией В.А.Росова.

 

Кстати, об учёных. МЦР, подобно многочисленным существующим ныне «международным академиям» разнообразных наук, устами своих сотрудников и сторонников всячески подчёркивает свою научность и всемирность, проводит «годовые научно-общественные конференции, собирающие крупных учёных и культурных деятелей» и даже имеет при себе «Учёный Совет Объединённого Научного Центра космического мышления» (там так и написано: все слова с большой буквы, кроме «космического мышления» [10] ). Сама Л.В.Шапошникова является академиком Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ) и Российской академии естественных наук (РАЕН — не путать с РАН) и имеет при этом степень кандидата исторических наук, которая почему-то отсутствует в длинном ряду прочих её отличий и титулов в самом начале страницы на официальном сайте возглавляемого ею Музея,[11] а упомянута чуть ниже лишь как деталь биографии. В 1997 году МЦР попытался получить у ВАК разрешение на «создание Учёного Совета с правом защиты кандидатских и докторских диссертаций»,[12] но ему это не удалось. С тех пор любая заметная диссертация на рериховскую тему, не осенённая благословением МЦР, встречает ожесточённое противодействие со стороны последнего. А может быть, эти диссертации как раз и становятся заметными благодаря шумной рекламе со стороны МЦР, за что диссертанты должны быть ему чрезвычайно признательны. Например, во время травли В.А.Росова, по самым скромным подсчётам, к сентябрю 2007 года только на статьи во всероссийских газетах, размещённые на правах рекламы, МЦР (или его спонсор) потратил более 3 000 000 (трёх миллионов) рублей [13], а по оценкам на конец того же года, если учесть «специальные выпуски» издания «Новая газета» и целые рекламные полосы в других центральных газетах, целиком посвящённые антиросовской кампании, эта сумма составила около $1 000 000 (одного миллиона долларов) в ценах 2007 года.

 

Заявляя себя как «фокус рериховского движения», МЦР претендует на связывание всего «рериховского» исключительно с собой. А имея немалые по сравнению с конкурентами на этом поле пропагандистские ресурсы, он довольно успешен в таком смешении. В итоге в массовом сознании Рерихи, а заодно и их идеи вкупе с Теософией, постепенно приобретают оттенок скандальности, склочности и нетерпимости, в избытке присущий самому МЦР. Естественно, что, например, Церковь этим активно пользуется в своей борьбе за паству и обрушивает свой гнев уже не столько на МЦР, сколько на Рерихов, чьи имена МЦР вывесил на свои щиты. Да и не стоит ожидать от Церкви разборчивости там, где она ей невыгодна. Таким образом, МЦР своей нетерпимостью фактически подыгрывает Церкви, пытающейся нарисовать картину деструктивного культа под названием «рерихианство».

 

В итоге, деятельность МЦР под руководством Л.В.Шапошниковой наносит колоссальный ущерб Делу, которому последняя, по её словам, служит. И этот ущерб уже явно превысил пользу от проводимых МЦР выставок, концертов и небезупречной издательской деятельности, а значит, существование МЦР потеряло смысл.

 

И в этой связи имеет смысл вспомнить дела давно минувших дней и привести несколько цитат.

«Я уже упомянула Вам книгу А. Безант «Эзотерическое Христианство» и даже «Иннер Лайф» Ледбитера, но все остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая книжечка Джаджа «Океан Теософии», но все это лишь толкования той же «Тайной Доктрины» и хороши для самых начинающих. Но особенно ужасна книга совместного творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая в себе якобы жизни Великих Учителей и некоторых учеников, именно г-жи Безант, Ледбитера, Кришнамурти и Арундейль и т.д. Я редко встречала что-либо равное по безвкусию, кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: «Книга эта творение многих рук, лишенных знания и красоты». И таких перлов среди теософической литературы немало. Ведь и Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом».

 

Из письма Е.И.Рерих А.И.Клизовскому от 30 июня 1934 г.[14]

 

«Веджвуд — ближайший последователь Ледбитера. Церковь его в Голландии тоже была сожжена молнией, так же как и церковь Ледбитера в Австралии. Храм Штейнера тоже был поражен молнией. Люди не обращают внимания на странные совпадения».

 

Из письма Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 8 ноября 1934 г.[15]

«Знаю тебя, скребущийся в дверь,
Ты надеешься на плечах гостя проникнуть в Мой Дом.
Знаю тебя!
Ты стал изысканным и находчивым, даже находчивее многих Моих.
Ты прикрепил застёжки
И устроил одежды.
Ты даже изучил все слова Мои.
Слышу — даже повторяешь: РАДОСТЬ.
Но тут Я остановлю тебя.
Ты не дерзнёшь сказать — радость любви.
Твоя радость — радость ненависти.

Но за ненавистью колышется безобразная тень сомнения,
И не годится для щита сомнение.
Я приму в Щит Мой все твои стрелы.
Но если будешь упорствовать,
Я пошлю тебе с улыбкою только одну».

Листы Сада Мории. Зов. 372.[16]

 

26 августа 2008 года

 

Примечания:

 

1См. сайт «Мастер-Банка»
2.Cм. Шапошникова Л.В. Предатели // Культура и Время. 2002, №3. С. 156—161.
3.Cм. «Цитатник»
4.См. Л.В. Шапошникова. Тернистый путь Красоты. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. — С. 262-273.
5.См. письмо главному редактору «Литературной газеты»
6. См. «КУЛЬТУРА, НЕ ПОЛИТИКА…». Литературная газета, № 20, 26 сентября 2006 г.
7. См. http://www.roerich-museum.ru/pro2/litgaz.pdf
8. Длинный, хотя и неполный, список изгнанных из МЦР сотрудников можно увидеть в статье Ивана Платонова «Гора гордости»
9.См. http://www.roerich-museum.ru/rus/protection/facts_a_fictions/rosov_diser/open_letter/index.php
10. См, например,http://www.roerich-museum.ru/pro2/litgaz.pdf
11.См.http://www.roerich-museum.ru/rus/about/direction/director/
12.См. журнал «НОВАЯ ЭПОХА» («Мир Огненный») №1(12) 1997 год.
13.См. М.Осин. «Шамбалалайка. Неистовые «наследники» Рериха пытаются учить учёного». «Российская газета», Федеральный выпуск №4473 от 21 сентября 2007 г.
14. Е.И.Рерих. Письма. Том II (1934 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — С. 199-200.
15.Е.И.Рерих. Письма. Том II (1934 г.). М.: Международный Центр Рерихов, 2000. — С. 464.

16.Листы Сада Мории. Книга I ("Зов"). 3-е издание, дополненное. Рига: Угунс, 1994.

26.08.2008 20:33АВТОР: Владимир Сова | ПРОСМОТРОВ: 2574




КОММЕНТАРИИ (2)
  • владимир06-02-2017 08:44:01

    Если В.Сова положительно относится к порочащей имя Рериха диссертации Росова, значит правда и справедивость на стороне МЦР

  • Александр Терешкин10-03-2017 19:19:01

    Двусмысленно смотрится эта статья на Портале...


    Администратор

    Александр, она не может смотреться двусмысленно, учитывая наше обращение в разделах рериховского движения, о нашем новом отношении к МЦР и к статьям, что у нас на сайте противоположного ему направления.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Точка зрения »