М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Подборки из книги «Озарение» и комментарии к ним. Елена Орлова


«Лестница Иакова – символ Нашей Обители» (Озарение, 88).

Комментарий: Под «лестницей Иакова» имеется в виду Иерархия Света. По словам Е.Рерих, «Космический разум есть Иерархия Света, или Лестница Иакова… Венец этой Иерархии состоит из Духов или Разумов, завершивших свою человеческую эволюцию на той или иной планете, в той или иной солнечной системе, так называемых Планетарных Духов, Создателей миров. Эти Создатели миров или планет являются зодчими нашей настоящей и будущей Вселенной. В дни Пралайи Они держат Дозор Брамы и намечают следующую эволюцию Космоса. Потому Венец Космического разума не зависит от Манвантар, истинно, Они пребывают на протяжении Беспредельности» (письмо от 06.12.34).

 

«Если желания духа высоки – может найти высокие образы и, создавая их, способствовать совершенствованию» (Озарение, 100).

Комментарий: Изжитие в себе всех низших свойств духа и замена их высшими, или процесс самосовершенствования творится с помощью мысли. Мыслью, подкрепленной сильным высоким чувством или желанием, человек создает идеальный образ, к которому он стремится, и неуклонно созерцая свой идеал, сам впоследствии становится им. Таков оккультный закон.

 

«Материя есть состояние духа» (Озарение, 99)

Комментарий: Существует Единый Элемент, который называется духо-материей. Восточная философия отрицает существование духа без материи, так как «дух без материи – ничто». Отсюда следует, что дух является завершением материи, а материя – дифференцированным состоянием духа. По словам Е.Рерих, «как основа, как потенциал всего сущего, субстанция эта (духо-материи) всюду едина, но дифференциации ее беспредельны… Космический Субстратум этих дифференциаций един на протяжении беспредельного пространства» (письмо от 16.01.35).

 

«Зерно духа непрерывно продолжает жизнь…» (Озарение, там же).

Комментарий: Зерно духа есть основа Божественного Начала в человеке, которое остается нерушимым на протяжении Вечности. В каждой клеточке тела содержится подобное зерно или ядро, соответствующее огненному зерну или ядру духа.

Монада – это соединение двух высочайших принципов – Духа-Атмы и Духовной Души – Буддхи. Она лишена самосознания и лишь в соединении с Высшим Манасом становится сознательной, образуя Высшее Эго человека.

Монада не подвержена никаким изменениям в отличие от прочих оболочек и остается неприкосновенной. Изменениям подвержены эманации духовного зерна: «Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» (А.Й.,275).

«В древних магических книгах можно найти термин Illuminasio Regale, что значит Царственное Озарение. Настолько важный принцип, что Гермес оканчивает трактат словами: «Благословенны избравшие путь Озарения». Символ помазания царей имеет то же основание. Решительно все знатоки Тайной Силы сходятся на утверждении высшей гармонии в проявлениях мощи Озарения. Потому царь – помазанник символично, что, не удаляясь от земли, выражает волю Небес…

 

И все будущее основано на овладении Озарением…» (Озарение, 127).

Комментарий: Под Озарением в Агни Йоге понимаются высшие восприятия на одной из духовных ступеней сознания. На этой ступени человека озаряют не случайные проблески и вспышки, а вполне ясные, конкретные и реальные чувствования и видения. И чем выше наше сознание, тем шире размер истинности видений. По этим видениям можно судить об истинном нравственном внутреннем облике человека. Истинные видения отличаются красотой и величественной простотой, но для этого ясновидец должен обладать не только высокими нравственными достоинствами, но и качеством духовного синтеза.

В минуты озарения или высшего вдохновения, которое только может вместить земной ум, великие люди делают величайшие открытия и создают прекраснейшие творения искусства.

 

«Умейте красиво встречать волны» (Озарение,156).

Комментарий: Здесь имеется в виду утверждение равновесия духа при натиске трудных жизненных обстоятельств и встреча их с полным внутренним спокойствием.

 

«Радость есть особая мудрость» (Озарение, 159).

Комментарий: Имеется в виду закон магнетизма. Мысль магнетична и обладает способностью притягивать к себе тождественные мысли и чувства из пространства по закону созвучия. Поэтому во время жизненных испытаний и пространственного неблагополучия, отражающегося на центрах человеческого микрокосма, следует вопреки всему мысленно утверждать внутри себя радость и прочие светлые чувства. По закону созвучия мысль о радости привлечет к нам именно радость. Отсюда в особо трудные моменты жизни мудро мыслить светоносно, жизнерадостно и позитивно, чтобы привлечь к себе положительный заряд энергии мыслей и чувств.

 

«Дэвачен – место приятных сознаний, но вместе с тем опасное, ибо слабый дух не хочет расстаться с такой приятной станцией, ибо эта станция дает наибольшее нежелание опять трудиться» (Озарение, 160).

Комментарий: Высшие слои Тонкого Мира, в которых пребывают сознания людей, ушедших с физического плана бытия, между воплощениями на земном плане, называются Дэва-чан, или Девакхан.

В Дэва-чане существует безграничное количество состояний сознания. Согласно эзотерической концепции, «деваханическое состояние во всех своих аспектах подобно состоянию сновидения при рассмотрении с точки зрения нашего объективного сознания, когда мы находимся в состоянии бодрствования»[1]. Тем не менее, состояние девахани столь же реально для сознания, насколько реально ощущается нами наше состояние во время земной жизни. Это состояние подобно полудрёме. Его можно сравнить со сном, необычайно ярким, чётким и насыщенным по своему содержанию и ощущениям, но, строго говоря, это не сон. Девачан есть отдых души после её долгих и трудных странствий по земной коре. Это остановка в пути Монады к высокой эволюции, восстанавливающая силы и вознаграждающая душу за все её благие деяния. Можно назвать Дэва-чан «священным сном», в который погружается сознание, где оно мирно отдыхает и вкушает плоды своих заслуг. Здесь нет ни слёз, ни воздыханий. Только полное блаженство и покой. Дэва-чан и есть экзотерический «рай», с единственной разницей в том, что он далеко не вечен. Жизнь на Земле – пролог великой мистерии, которая разыгрывается на небесах, в рупа и арупалоках.

А Дэвахан – это своеобразная lusus naturae[2], но это отнюдь не обман Природы, а лишь часть её мистерии или драмы, разворачивающейся в Вечности.

В Девачане находят непосредственное воплощение все наши мысли, устремления и мечты, которые мы переживали в течение земной жизни. Здесь самая недостижимая мечта воплощается в реальность и переживается столь ярко и интенсивно, как если бы это происходило с нами на Земле. Ничто не может прервать блаженное состояние девахани. Ни слёзы, ни стоны не достигают священной обители небес. Здесь теряется чувство времени. Существование в Девачане – зеркальное отражение земного пути в том плане, что оно периодично и циклично. То есть включает в себя стадии становления, расцвета и увядания психической жизни сознания. Всё как на Земле. Человек рождается, мужает, растёт, достигает зрелости, а затем начинает стремительно увядать. Закон циклов царствует как вверху, так и внизу, как, впрочем, и все остальные непреложные законы. Умирая здесь, мы заново рождаемся к жизни Там, за её пределами, и наоборот.

Условия и длительность жизни в Девачане, равно как и на Земле, определяются Кармой. Состояние сознания обусловливается внутренним содержанием и складом личности, какой она была на Земле. Чем ярче, содержательнее и возвышеннее была личность в земной жизни, тем ярче, насыщеннее и интенсивнее будет её пребывание на небесах. И наоборот, если личность была бесцветной, слабой и безликой, то её состояние в Дева-чане будет соответственным. Каждый, что называется, получает по заслугам. Скажем, состояние гениального художника или мыслителя, будет резко разниться с посмертным состоянием простого невежественного обывателя. И это закономерно. Чем выше, утончённее человеческая душа, чем богаче и содержательнее её внутренний мир, тем благостнее будет её пребывание в высших слоях Тонкого Мира.

Условия Девачана разнообразны. Они обусловлены разнообразием и подвижностью нашего образа мыслей. Дева-чан, как учит эзотерическая философия, есть состояние, а не местность.

В Учении Махатм сказано, что «пребывание в Дэва-Чане пропорционально незаконченному психическому импульсу, зародившемуся в продолжение земной жизни»[3]. Личности, обладающие преимущественно материальными влечениями, будут ранее притянуты к новому воплощению на Земле. И чем уже и ограниченнее кругозор личности, тем она сильнее будет примыкать к низшим слоям.

 

«Явление даже земных вещей сохраняет около них особую атмосферу» ( Озарение, 166).

Комментарий: Атмосфера около плотных физических предметов создается посредством невидимых излучений жизненной энергии, исходящей от тонкоэнергетических структур или аур самих предметов и людей, которые пользовались ими какое-то время в своем обиходе. В зависимости от характера излучений атмосфера может быть как светлой, чистой и гармоничной, так и дисгармоничной и отемненной.

 

«Надо осознать ответственность за мысли… Лучше уметь молчать и очищать мысли» (Озарение, 190).

Комментарий: Именно мысль является причиной и основным побуждающим фактором к действию, предопределяющим наши поступки. Мысль рождает действие, поэтому ответственность должна быть возложена на мысль как причину всех наших действий. Чтобы избежать негативных следствий, проявляемых в виде дурных поступков, необходимо, прежде всего, очищать свои мысли. Наша карма слагается преимущественно из нашего мышления.

 

«Разлука предшествует встрече, встреча предшествует разлуке, потому мудрее радоваться разлуке» (Озарение, 197).

«Желание уже есть часть исполнения. Мужественно продвигайтесь к Свету!

Разлука есть преддверие свидания. И Сергий говорил: «Надо отойти, иначе не встретиться» (Озарение, 217).

Комментарий: Речь идет о биполярной природе жизненных явлений. Каждое явление имеет две противоположные стороны медали, которые в своем циклическом вращении, достигая апогея, непреложно обмениваются местами. Для того чтобы постигнуть истинную суть явлений, необходимо развивать так называемое «биполярное зрение». Его нам дает понимание, что всякая вещь в природе двухполюсна, как например, день и ночь, свет и тьма и так далее. Человек, обладающий биполярным зрением Архата, будет всегда видеть оба полюса явлений  единой вещи и, следовательно, в разлуке он будет видеть преддверие встречи.

Именно осознание принципа «бинеров» дает нам утверждение качества равновесия духа.

 

«Удача следует за жертвой… Удача не что иное, как обратный удар жертвы… Желайте отдать» (Озарение, 202).

Комментарий: Существует непреложный закон получения и отдачи. Согласно этому закону, тот, кто больше всех отдал, больше всех и получит. В природе все устроено справедливо и целесообразно, отсюда следует вывод: по отдаче и получение. Освобождение от материальных вещей в духе приносит человеку взамен нетленные духовные ценности и богатства.

 

«Уже говорил вам, что Матерь Мира скрывает Имя Свое. Уже показал вам, как Матерь Мира закрывает Лик Свой. Уже помянул о Матери Будды И Христа.

Конечно, теперь пора указать, что Матерь общая Владыкам – не символ, но Великое явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила на подвиг… (Озарение, 220).

«Матерь есть красота; Мир – самопожертвование; именно этими двумя основаниями открываются врата» (Озарение, 221).

Комментарий: Каждая планета имеет своих родителей и создателей - своего небесного Отца и Мать. В каждой религии присутствует почитание Великого Женского Начала наряду с Богом-Творцом. Богини древнегреческого и римского пантеонов, тибетские и древнеиндийские божества Дуккар и Кали, христианские Мадонны в «светотканных мантиях»  и т.д. – все эти женские божественные образы сливаются в один единственный Образ Великой Матери Мира, почитаемой под теми или иными именами у разных народов.

В древности женские божества, по словам Е.Рерих, считались самыми сокровенными. Во главе всего стоит «Вечное и Непрекращающееся Дыхание всего сущего», но в проявленном мире «царствует вечно женственная Природа, или Великая Матерь Мира, непосредственное отражение которой мы находим во Владычицах каждой планеты. Но и каждая женщина в потенциале своем будущая матерь мира» (Письмо от 24.08.36). Матерь Мира есть духовная Матерь Иерархии Света, и она стоит в ее главе, посылая на подвиг своих Сыновей – Владык. Духовные энергии Матери Мира участвовали при зарождении жизни на нашей планете, начиная с эволюции растительного царства. Матерь всего проявленного Космоса есть одно из трех лиц Пресвятой Троицы или Дух Святой – вечная женская энергия Шакти (инд.). Женское Начало неотделимо от Мужского, как Парабрахман един с Мулапракрити. Если мы примем за Абсолют Абстрактное Пространство, то Адити есть потенциальное Пространство, которое находится в нем и исходит при первой дифференциации из Абсолюта. Это есть Адити в «Том». Следующая стадия проявления – непорочная и девственно-чистая Матерь Природа внутри Беспредельного Пространства до начала своей космической деятельности. Пробуждаясь к первому действию, она становится Отцом-Матерью – андрогинным (мужеженственным) принципом в Едином Корне Природы, из которого они изошли или эманировали. Отец-Мать есть Субстанция и Дух или Духоматерия, в результате деятельности которой рождается Сын – Космос, или Брама.

«Считаю, можно чудо стихийных духов пояснить. Их главное свойство – эластичность. Форма их зависит от условий устремлений; попадая в фокус зрения людей, они поглощаются формой человеческой. Человек увидит их в человеческой форме, животные их увидят как животных, ибо они не имеют оболочки.

Ручаюсь, что страшные или прекрасные формы зависят от рефлекса нервов. Потенциал стихий всегда готов ответить усугубленным отражением и усилить нашу посылку в определенном направлении.

Не следует думать, что стихийные духи – наше порождение. Вернее назвать манифестацию их искрою при соприкосновении с резервуаром напряжения динамита, и сознание этой искры загорается от соприкосновения духа человеческого. Конечно, степень их различна, как различно напряжение динамической энергии (Озарение, 228).

 

«Духи стихий идут на соединение с человеком. Они проходят сознание низших форм в стихиях, и потому возможны редкие случаи роста до сознания человека… Но, конечно, строго планируя, можно поместить главную массу в начальные формы…

Можно посвятить стихиям особую беседу – эта область очень красива» (Озарение, 229).

Комментарий: Под стихийными духами имеются в виду элементалы. По словам Е. Блаватской, это «сущности, развившиеся в четырёх царствах (земли, воздуха, огня и воды), которых каббалисты называют гномами, сильфами, саламандрами и ундинами. Их можно назвать силами природы, которые действуют, как рабски преданные слуги общих законов, или же могут быть использованы развоплощёнными душами людей – чистыми или нечистыми, а также живыми адептами магии и колдовства, чтобы производить желаемые феномены. Такие существа никогда не становятся людьми.

Под общим названием эльфы и феи, элементальные духи фигурируют в мифах, сказаниях, преданиях всех народов, древних и современных. Имя им – легион – пэры, дэвы, джины, сильваны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, норны, ниссы, кобольды, брауны, ники, стромкарлы, ундины, русалки, саламандры, гоблины, понки, баньши, келпи, пиксы, моховики, феи, домовые, дикие женщины, говоруны, белые владычицы – и это далеко не всё. Их видели, боялись, благословляли, изгоняли и вызывали повсеместно на нашей планете во все века… Эти элементалы являются главными агентами развоплощённых, но никогда не видимых душ, на спиритических сеансах; и они являются производителями всех феноменов, кроме субъективных»[4].

Причём элементалов ни в коем случае не следует смешивать с элементариями. Последние – развоплощённые души некогда живших на земле порочных людей, утопавших в страстях. Ещё во время земной жизни божественные бессмертные принципы покинули низшие оболочки. Элементалы – это слепые силы или духи природы, а элементарии – бывшие люди, утерявшие высшие принципы в результате порочного образа жизни. Их участь печальна – после более или менее длительного пребывания в удушливых слоях земной атмосферы они рассеиваются в окружающие элементы.

Согласно эзотерическим источникам, элементальное царство находится в субъективной области, ниже четырёх объективных царств[5]. По-видимому, эволюция элементалов относится к так называемому Внутреннему Царству, находящемуся ниже земной коры. Есть предположение, что сами элементалы никогда не становятся людьми, но сочетания наиболее прогрессировавших существ субъективного низшего царства образуют 4-й и 5-й принципы человеческой души.

Согласно эзотерической концепции, элементал – это «сгусток силы, не имеющий разума и моральных качеств или наклонностей. Его движениями можно управлять посредством человеческих мыслей, которые способны, сознательно или бессознательно, придавать элементалу форму и, до некоторой степени, разум. В своей простейшей форме элементал проявляется как некоторое возмущение прозрачной среды, какое производила бы «стеклянная рыба, прозрачная до невидимости, проплывая в воздухе комнаты», и это движение оставляет за собой мерцание…»[6].Правда, есть исключение из правил. Отдельные классы элементалов обладают вполне оформленным характером и разумом, отличным от человеческого понимания.

Свойства элементалов подобны фотоплёнке, на которой автоматически отпечатываются все действия и мысли человека. Можно сказать, что они как зеркало отражают мир человеческих поступков. Напомним, что элементалы представляют собой сгустки или фокусы энергий, некие энергетические центры, вовлекающиеся в поток других энергий, например, порождаемых мыслительной активностью человека. Причём мысли человека накладывают определённый отпечаток на вовлечённых в их поток элементалов, и те в свою очередь обретают некий оттенок воздействующей на них человеческой личности. По сути, они отражают нас самих. Элементалы могут мгновенно перемещаться в пространстве, со скоростью мысли. Их движение обусловлено не только влиянием человеческого мышления, но и эманациями живых существ, магнетическими изменениями, связанными, скажем, с фазами луны и т.д.

Их сущность способна действовать за пределами нашего ограниченного мира, в так называемом четвёртом измерении, недоступном человеческому пониманию. Элементалы подразделяются на многочисленные классы, подклассы и их комбинации по семеричной шкале. Они действуют только на одном плане и не могут действовать на различных планах одновременно, несмотря на их взаимопроникновение.

Можно сказать, что элементалы являются одним из ведущих факторов человеческой Кармы. Благодаря своей способности весьма точно отражать мир человеческих действий, они действуют по принципу бумеранга, или зеркального отражения. Чем грубее и невежественнее внутренний и внешний мир человека, тем больше вероятность того, что человек притянет к себе соответствующее воздействие от элементальных духов. Подобное рождает подобное. Элементалы с тем же успехом могли бы служить и добру, если бы мир человеческих поступков свидетельствовал о том же. Но поскольку человек ещё очень груб в своём развитии и образе жизни, лишённом всякого намёка на утончённость, то и элементальные духи не могут подняться выше этого уровня, слепо подражая ему.

Будучи бессознательной силой, элементалы не обладают никакими нравственными качествами. В них нет даже зачатка свойственной человеку морали.

Одна из функций элементалов – охрана спрятанных некогда сокровищ – находит своё отражение в многочисленных преданиях и легендах. Клады привлекают к себе плотные скопления элементалов. Они связаны с ними при помощи магнетических флюидов. Можно сказать, что элементалы своей энергией одушевляют неодушевлённые предметы, обволакивая их иногда до степени невидимости.

Элементалов, в первую очередь, характеризует отсутствие объективной формы. Они бесформенны, и могут облекаться лишь в субъективную форму. Скажем, человек сам своими мыслями может придать элементальным духам желаемую форму и окраску. Элементалы примут воображаемую форму отражённого в нашем сознании представления о них. Итак, характер нашего воображаемого представления обусловливает субъективные формы для элементальных существ. Человек, в зависимости от своего индивидуального внутреннего склада, может увидеть либо зелёного человечка, либо сирену, либо демона. Мы сами в своём воображении рождаем эти образы, а элементалы лишь автоматически запечатлевают их и принимают тот или иной облик. Поэтому образы этих духовных существ столь многообразны и сверхъестественны.

Самая точная характеристика элементалов: они суть энергетические фокусы или центры силы, действующие в соответствии с законами того плана природы, к которому принадлежат. Эти слепые силы могут быть управляемы человеческой мыслью. Элементалы, подобно элементам, рассеяны повсюду. Можно сказать, их энергия пронизывает все сущее. Причём классы элементалов взаимопроникают друг в друга, а также проникают сквозь все окружающие предметы, даже сквозь самые твёрдые и плотные, например, камни. Камень проницаем для них так же, как для нас воздух, так как на квантовом уровне сцепления молекул значительно разрежены и не представляют собой никакой преграды. В заключение скажем, что в отличие от человека, элементалы представляют собой низший продукт эволюции, но, тем не менее, их влияние на нас неоспоримо и велико. И только от человека зависит, будут ли духи природы служить добру или злу. Лишь человеческая воля, скреплённая нравственной силой, может обратить бессознательные энергии на общую пользу миру.

 

«Говорил, говорю и скажу: «Помогите строить Мою Страну» (Озарение, 231).

Комментарий: Речь идет о Будущей Новой Стране или Новой России, которая строится с помощью мысли. Долг всех сотрудников Света строить Новую Страну своими мыслями, оформляя будущее яркими и четкими мыслеобразами.

«Так вырубили Мы картину эволюции жизни пространства и можем просить человечество – будьте лучше и не грязните волны прекрасного Света.

Сферы стихий ослепляющее прекрасны, и загрязнить их подобно уничтожению чудесного цветка» (Озарение, 232).

 

Примечания:
1. Блаватская Е.П. Голос Безмолвия. Избранные статьи. М., 2004. С. 145.
2. Игра Природы (лат.)
3.Письма Махатм. М., 2003. С.442.
4.Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т.1. М., 2002, С. 52.
5.Имеется в виду минеральное, растительное, животное и человеческое царства.
6. Блаватская Е.П. Голос Безмолвия. Избранные статьи. М., 2004. С. 216.

 

Литература:
1. Блаватская Е.П. Голос Безмолвия. Избранные статьи. М., 2004.
2. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т.1. М., 2002.
3. Письма Махатм. М., 2003.
4. Агни Йога в 3 томах, книга Озарение, Самара, 1992.
5. Е.И. Рерих Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги. М., 2003.

19.07.2011 03:00АВТОР: Елена Орлова | ПРОСМОТРОВ: 1306




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Подборки из Учения Живой Этики »