Чюрлёнис. Философия жизни. Тина Гай. Интервью П.М.Журавихина, президента Благотворительного фонда имени Е.И.Рерих, корреспонденту «Raadio 4» (Эстония). Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Москва. 9–10 октября 2018 г. Конференция «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире». Музы блокадного города. Светлана Ветка. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР "Ведическая Русь" художника Всеволода Иванова. 1. Гибнущее наследие. Звезда героя. Д.Ю. Ревякин. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Леонардо Да Винчи ХХ века» (о Чижевском). Татьяна Кадочкина


«… я всегда был ненасытен и всегда жаждал. Если бы у меня были тысячи глаз и тысячи рук, я всем бы им нашел работу. Я все хотел сам видеть, все слышать, все ощущать, во все проникнуть и насытить, наконец, свою неутолимую жажду. Ни разу в жизни я не был чем-либо удовлетворен. Да, я никогда не знал удовлетворения. Что бы ни вышло из-под моего пера, моей кисти, из моих лабораторий, могло меня удовлетворить лишь на час или день. Затем чувство досады и неудовлетворенности закрадывалось в мое сердце».


«Леонардо да Винчи ХХ века»  так назвали Александра Леонидовича Чижевского – основателя гелио- и космобиологии на I А. Л. Чижевский. (7.02.1897 - 20.12.1964)Международном конгрессе по биологической физике и биологической космологии, который состоялся в Нью-Йорке в 1939 году. Наряду с К.Э. Циолковским и В. И. Вернадским, Чижевский сделал значительный вклад в современное научное мышление - обнаружил влияние космических факторов на биологические и социально-исторические процессы. «Ныне эстафета продвижения в эволюционное будущее передается науке. Она должна вывести человечество на путь познавания космической действительности и приблизить к пониманию Основ»[1]. В творчестве Чижевского особое место занимают представления о периодичности как сущностном качестве и природы, и общества, и всего Космоса. В его трудах органично сочетаются научная компетентность, экспериментальная и теоретическая строгость с художественно-интуитивным восхищением перед величием и тайной жизни, Солнца, Вселенной. Его взгляды соотносится с социальной  философией Живой Этики, которая впервые рассматривает социальную, культурную, духовную эволюцию человечества  в единстве с Космической Эволюцией.

Целостность мировоззрения Чижевского-мыслителя проявилась как в теории, так и на практике в лице поэта-философа и художника- мемуариста: “С раннего детства, — писал Чижевский, — я страстно полюбил музыку, поэзию, живопись, и любовь эта с течением времени не только не уменьшалась, а принимала все более страстный характер даже тогда, когда корабль моих основных устремлений пошел по фарватеру науки”. А. Л. Чижевский считал, что “литература и музыка, живопись и ваяние являются истинными двигателями мировой Культуры”. Тоже говорил о культуре и философ Николай Бердяев: «В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества».

К сожалению,  до нас не дошли 2 000 живописных работ, его научные труды: 150 папок, рукопись в 40 печатных листов под названием «Морфогенез и эволюция с точки зрения электронов», над которой он работал в течение 20 лет. Но и того, что опубликовано было достаточно, чтобы выдвинуть «солнцепоклонника» на соискание Нобелевской премии. Гениальные идеи учёного отличаются новизной, широтой охвата, смелым синтезом и глубиной анализа, за что его назвали «Гражданином мира». Его труды, начиная с «Популярной космографии по Клейну, Фламмариону и другим», написанной в 10 лет и кончая воспоминаниями «На берегу Вселенной» стали драгоценным достоянием всего Человечества.
А.Л. Чижевский «впервые выдвигает и обосновывает положение, согласно которому понятие внешней среды и связи с ней жизни, живого должно быть расширено за пределы земли. В это понятие необходимо включить как околоземное пространство, являющееся непосредственным окружением биосферы, так и, по сути дела, весь Космос с его физическими полями, телами, потоками летящих отовсюду элементарных частиц, электронов, ионов»[2]. Утонченная организация и острая чувствительность организма позволили учёному с ранних лет заметить зависимость между колебаниями в своём здоровье и условиями погоды и активностью солнца. В стихотворении, посвящённому Гиппократу А.Л. называет человечество ДЕТЬМИ КОСМОСА: «кровь общая течёт по жилам всей Вселенной».

Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир — весь мир сосредоточен...

И жизнь — повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества — от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.

Поэт-исследователь-учёный жил и творил в эпоху создания Живой Этики и, не зная того, был выразителем в своём творчестве и трудах идей Махатм. Чижевский писал: “Мы живём более жизнью космоса, чем жизнью Земли, так как космос бесконечно значительнее Земли по своему объему, массе и времени”. Приведём выдержку из Писем Махатм, где говорится о смене ритмов Манвантары и Пралайи: «Эта картина вечного движения может устрашать ум, привыкший мечтать о существовании бесконечного покоя. Но их представление не поддерживается ни аналогиями в природе, ни, каким бы невежественным меня не считали в вашей западной науке данными этой науки. Мы знаем, что периоды деятельности и покоя следуют один за другим во всех проявлениях природы, от Макрокосмоса с его Солнечной системой до человека и его планеты Земли, которая имеет свои периоды деятельности, сменяющиеся сном. Одним словом, вся природа так же, как и порожденные ею живые формы, имеет свое время отдыха (или обратного накопления сил)»[3].
А.Л. Чижевский прозревал неизбежность небытия. Это видно из признания, которое не вошло в его книгу «Вся жизнь»: «Звёзды и Солнце всегда представлялись мне естественными страшными телами, жгучий интерес к которым не ослаб у меня и сейчас». В 1915 году он обнаружил синхронность между максимальным количеством пятен с военными действиями на фронтах первой мировой войны, исследуя солнечные пятна, проходящие через центральный меридиан Солнца. Циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Исследователю Солнца удалось соотнести активность солнца с динамикой исторических событий: войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов. Он установил циклы и ритмы взаимодействия космоса и исторического процесса на Земле. И эта закономерность подтверждается Махатмами: «Что же нагнало яды к земной тверди? Явление раздражения стихий нарождает сильный ядовитый газ. Обычно этот газ легко всасывается в пространство, но химические лучи солнца гонят газовые волны в слои, близкие к планете, – получается опасное явление, но предупрежденные могут победить явление отравы. Раздражение и его дитя империл [4] легко согласуются с ядом пространства, называемым аэроперилом. Законы во всем одинаковы»[5].

Дар предвидения позволил учёному сконцентрировать своё внимание на нашем светиле. Но, по мнению Чижевского, человечество и вся Земля окружены со всех сторон потоками космической энергии, которая “притекает не только от Солнца, но и от далёких туманностей, звезд, метеорных потоков и т. д.”. “Было бы совершенно неверным считать только энергию Солнца единственным созидателем земной жизни в ее органическом и неорганическом плане, — писал ученый. — Следует думать, что в течение очень долгого времени развития живой материи энергия далеких космических тел, таких как звезды и туманности, оказала на эволюцию живого вещества огромное воздействие. Развиваясь под непосредственными потоками космических радиаций, живое вещество должно было согласовать с ними свое развитие и выработать соответствующие приемники, которые бы утилизировали эту радиацию, или защитные приспособления, которые бы охраняли живую клетку от влияния космических сил. Несомненно лишь одно: живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействия и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной. И кто знает, быть может, мы, “дети Солнца”, представляем собой лишь слабый отзвук тех вибраций стихийных сил космоса, которые, проходя окрест Земли, слегка коснулись ее, настроив в унисон дотоле дремавшие в ней возможности”. Следовательно, “жизнь... в значительно бОльшей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли”. Складывается впечатление, что он знал содержание Агни Йоги, не читая её: «Когда ногою в солнце встретимся, тогда поймем все величие Космоса». Удумайте солнце, как ручательство новой науки. Примите огонь Беспредельности, как явление озарения, как явление точных присутствий Наших. Примите начертанное Нами!»[6].
В Биографии Чижевского  А. Манакин информирует: [учёный продолжает] «тщательно изучать влияние циклической деятельности Солнца на те или иные явления в органическом мире. Чижевский на основе статистики устанавливает тот факт, что многие эпидемические заболевания (чума, холера, грипп, возвратный тиф, дифтерия и др.), их начало, развитие и окончание ритмически следуют за циклической деятельностью нашего дневного светила. В 1930 году в Москве вышла его книга “Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца”. А в 1938 году в Париже на французском языке появляется его монография “Les epidemiеs et les perturbations electromagnetiques du milieu exterieur”, которая была переведена на русский язык уже после смерти ученого и опубликована в Москве под названием “Земное эхо солнечных бурь”.  Книга «Космический пульс жизни», в которую вошли полностью публикуемые работы: «Земля в объятиях Солнца», «Гелиоатараксия»[7] писалась в те же годы, когда начала печататься Агни Йога.

В Знаках Агни Йоги Махатмы пишут: “Дело йога – разрушать почитание смерти. Можно дойти до такой ограниченности, что переезд в соседний город начнет казаться событием. После придется не переменять жилища, и представит трудности перемена одежды. Неподвижные люди более всего боятся смерти. Думать о ней не решаются и преходящий момент возводят в конечное состояние. Но даже на теле обновляется кожа, и мы не зовем гробовщиков хоронить спавшую шелуху. Почему же от микрокосмоса не провести сопоставления с макрокосмосом, помня все определения нерушимости духа, о которых говорит Бхагавад Гита[8].
Восточные философы и русский Леонардо вселяют в нас глубокую уверенность в том, что в целом Вселенная находится в динамическом равновесии и в различных её фрагментах происходят приливы и отливы энергии. Подобные приливы и отливы происходят и в пределах Солнечной Системы. В свою очередь, земная органическая жизнь отзывается на внешние колебания вариациями своих физиологических свойств. Отзывается всё живое, начиная от микроорганизмов и заканчивая человеком. В результате своих многолетних исследований русский учёный показал и доказал, что на нашу жизнь влияют  периодические возмущения с цикличностью приблизительно в 11 лет, поступающие со стороны солнца, что отражается в таких же периодах вспышек массовых заболеваний людей, животных и растений.

Последователь А.Л. Чижевского писатель - эссеист Александр Георгиевич Зарубин в своём очерке констатирует: «Динамика гелиофизической активности, таким образом, определяет характер развития многих земных процессов (от сугубо физических до психических и социальных). Девять раз в столетие, по два-три года каждый, солнечные пертурбации посылают в пространство, образно говоря, осколки атомного и ядерного распада высоких энергий, сильные фотонные и радио излучения. Соответственно, каждый раз на протяжении двух-трёх лет все явления земной неорганической и органической природы приходят в возбуждение (магнитные и электрические бури, землетрясения, смерчи, наводнения, пожары лесов и т.п.). Активизируются микробы и вирусы, по всем континентам прокатываются эпидемии и пандемии, обостряются хронические заболевания, возрастает общая смертность во всех странах. Нервная система, будучи чувствительнейшим прибором живых организмов, испытывает повышенные нагрузки. Социальное поведение людей так же модифицируется, поскольку человеческий организм резонирует в соответствии с внешней космической средой. Однако разум человека может находить и находит способы освобождения от некоторых отрицательных воздействий этой среды». Факт остаётся фактом, в 1933 году Чижевский экспериментально установил, что направленный поток аэроионов осаждает пыль и микроорганизмы из воздуха и тем самым очищает его. Электроэффлювиальный аэроионизатор помог вначале близким и знакомым учёного лечить онкозаболевания. Известно, что Циолковский вылечился от рака благодаря Люстре Чижевского – под таким названием она вошла в жизнь и в сельском хозяйстве и в промышленной гигиене. И я лечила своего сына от двустороннего воспаления лёгких.

В основе эволюции лежит ритм: “Am Anfang war der Rhythmus” – говорил немецкий пианист и дирижёр Ганс фон Бюлов. Австрийский композитор-теоретик Рудольф Рети на основании биографий великих людей вывел закономерность в смене человеческой активности, соответствующей 6-летним циклам. Размышляя над всепроникающим многообразием ритмических процессов мира, Чижевский делает выводы: всякий длительный процесс предполагает или даже требует для своего осуществления устойчивости, т.е. предохранения от случайных и гибельных для него отклонений. А это оказывается возможным только для периодических процессов, которые складываются из последовательного повторения одного и того же, т.е. однотипного явления, как во времени, так и в пространстве. В таком случае периодичность обеспечивает равновесие, придаёт явлению условия, охраняющие от опасных для его существования случайностей.
Многостороннее творчество талантливых деятелей,  не исключение, а закономерность, отмеченная в УЖЭ: «Строительство новых оснований будет заключаться в установлении равновесия и в установлении координации между наукой, искусством и жизнью. Равновесие нуждается в просмотре всех утверждений. Так мир нуждается в великом явлении равновесия. Координация утверждается на новом понимании всех тонких начал Иерархии... в науке не будет больше разделений между духом и материей… намечен великий подъём в мире знания. Так огненные носители Синтеза несут благо и счастье Миру».

Махатмы и учёный сходятся в том, что всемирно - исторический процесс, согласно космическим законам складывается из непрерывного ряда циклов, каждый из которых равняется в среднем 11 годам. Отклонения от этого ритма только подтверждают общую закономерность и являются следствием главных социально-исторических событий. “Таким образом, - пишет А. Чижевский - каждый цикл всемирно – исторического процесса, с одной стороны, является количественной квантитативною или метрологическою единицею, с другой стороны он является и своего рода психологическою мерою, прилагаемою к измерению нервно – психического тонуса – поведения больших человеческих масс. Ибо цикличность получается из статистических данных, а единственно возможной интерпретацией её представляется циклическая изменчивость нервно-психической возбудимости в больших человеческих массах”.
А.Г. Зарубин пишет: “В рамках каждого всемирно-исторического 11-летнего цикла он выделяет четыре эпохи: первая эпоха - период минимальной активности; вторая эпоха - период нарастания активности; третья эпоха - период максимальной активности; четвертая эпоха - период падения активности. Подобная структура цикла полностью соответствует эволюции экономических кризисов, которые, начиная с 20-х годов Х1Х века, потрясают народное хозяйство каждые 7-11 лет. При этом колебания рынка оказываются тесно связанными со спросом товаров, а тот, в свою очередь, с желаниями, потребностями самих людей, т.е. факторами психического порядка. Чижевский с удовлетворением отмечает, что многие современные экономисты пытаются объяснить периодические промышленные кризисы периодическими изменениями психики масс, гелиофизическая основа которых открывается его теорией…Таким образом, имеются все основания рассматривать теорию гелиотараксии не просто в качестве астрофизической или естественнонаучной, но в качестве фундаментальной теории мировоззренческого и философско-методологического уровня. Свойственные русскому мыслителю-космисту научная смелость и основательность, многогранность интересов позволили ему, несмотря на все превратности судьбы, сказать свое оригинальное слово о мире как едином многообразном и динамическом Целом”.
А. Л. Чижевский возглавляет исследования и разработки во многих организациях. Он был избран почетным и действительным членом более 30 научных обществ и академий различных стран Европы, Америки и Азии. Его приглашают читать лекции в Америке  и в Европе, но разрешения на выезд за границу он получить не смог. Протест против вынужденной изолированности вызывала в поэте Чижевском провидческие стихи, где видно и его будущее и будущее Мандельштама и им подобных:

Во все века и все народы,
Пытали, мучили и жгли
Святых подвижников свободы
И мудрых путников Земли.
Чем мир новей – тем мир суровей,
Несправедливей, злее суд,
Тем больше мук, гонений, крови
Они великим принесут.
Чем всеобъемлющей ученье,
Чем гениальней, выше стих, –
Тем кровожадней озлобленье
Их современников живых.
Судьба ученых и поэтов,
Увы, не балует она:
Тисками злобы и наветов
От первых дней уязвлена.

С 21 января 1942 года до 1958 года А.Л. Чижевский был изолирован от мировой науки, но и в заключении учёный оставался поэтом и художником: “Ничто так не утешает душу, ничто так не успокаивает, как чарующие взгляд пейзажи родной земли” – это писал учёный, находясь в заключении,  и именно искусство, способность рисовать, помогли ему пережить 8 лет пребывания в Ивдельлаге и Карлаге и 8 лет ссылки в Караганде. За 4 года до ухода Александр Чижевский успел написать свои воспоминания, которые в сокращенном варианте вышли под заголовком “Вся жизнь” в 1974 году, благодаря усилиям его подруги и сподвижницы Н. В. Чижевской. И только в 1995 году они увидели свет в полном объеме под названием “На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским”.
Художественное творчество Чижевского несет энергетику истинной Красоты. Искусствовед В. Байдина писала: [такой подход к искусству] “сближал Чижевского с традициями русского философского пейзажа XIX—XX веков, со школой А. И. Куинджи... с Н. К. Рерихом, о произведениях которого он очень высоко отзывался... Пейзаж воспринимался им как художественная модель природы — в нем, как и в природе, гармонически уравновешиваются и находят свое образное выражение стихийные силы космоса и состояние человеческой души, проходит зыбкая грань между живой и неживой материей, осуществляются чуткие небесно-земные силы”. В его картинах “Грозное небо” “Вечер после грозы”, небо занимает две трети всего полотна. В картине “Весенняя феерия” все  краски находятся во взаимном проникновении одного цвета в другой. По мировосприятию художественное и поэтическое творчество учёного можно сравнить с творчеством Максимилиана Волошина, чьи стихи и полотна отражают всё величие мироздания. А. Л. Чижевский считал, что “литература и музыка, живопись и ваяние являются истинными двигателями мировой Культуры”.   Здесь очень важно подчеркнуть общность позиции, которую занимали и Николай Рерих и Александр Чижевский по отношению к физическому и духовному миру, к природе, — позицию, которую можно охарактеризовать как новое сознание, сознание единства земной природы с Космосом. И всестороннюю деятельность учёного можно сравнить с многообразным творчеством художника. Николай Рерих призывал собрать лучшую часть человечества под Знамя Мира. 15 апреля 2010 г. исполнится 75 лет первому в истории Земли «Договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Отличительным символом  «Пакта Рериха» стало Знамя Мира – Знамя Культуры. 14 мая 1954 г. на основе Пакта Рериха была подписана Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Будучи современником этого события, А. Чижевский, перенял эстафету, восходящую от К. Циолковского и заполнил в плеяде звёзд брешь, образовавшуюся после ухода В. Вернадского. Мировоззрения космистов философски перекликаются с нравственным кодексом, данным нашим современникам в УЖЭ: «Среди Огненных Служителей человечества следует отметить особенно тех, кто берут на себя жертвенный труд. Дух этих Служителей человечества, как огненный факел, ибо в своём потенциале этот дух заключает все свойства, которые могут вознести человечество. Лишь мощное сознание может взять на себя жертвенный труд. Каждый труд служителей Человечества отражает качество духа. Если дух назначается как великий Служитель Человечества, то в нём заключается весь синтез. Но как мало знают люди о  тех огненных Служителях, которые добровольно утверждаются в одиночестве, служа великой насыщающей Силой Вселенной».
Труды К. Циолковского, как и УЖЭ более полувека были подвержены заговору молчания. А. Чижевскому повезло больше, благодаря литературному дарованию выходу его работ за пределы страны в своих воспоминаниях он пишет о своём старшем друге, обобщая проблему гениальных открытий, но не объясняет причин их умалчивания: «Циолковский должен быть сопричастен тем исключительным умам, которые по неясным и непонятным для нас причинам избирают себе высокие цели и сложнейшие проблемы, и всецело отдают себя на решение их, отважно преодолевая все препятствия и все преграды, которые встречаются на их пути, и приводят человечество к новым эпохам, к новым эрам в его существовании».
Нам представляется важным факт способности гениальных исследователей проникать в замысел Высшего Разума или в свитки Акаши согласно восточной концепции, или в сложнейшую структуру Ноосферы, по определению В. Вернадского. Учёные и все творческие люди делятся на две категории: одни – бессознательные проводники Света, другие – проводники невежества и, следовательно, тьмы. Но будем оптимистами и не забудем любимую фразу Н. Рериха: «ПРЕПЯТСТВИЯМИ МЫ РАСТЁМ». Так и последователи русского космизма успешно исследовали свой предмет и экспериментировали, вопреки Могила А.Л. и Н.В. Чижевских на Пятницком кладбище Москвыволе и желаниям проводников тьмы.
Перед нашими современниками стоит задача – претворить в жизнь завет К. Э. Циолковского: «И на земном шаре может быть очень хорошо и светло, если социальные реформы и медицина по-настоящему помогут человеку. Техника – это большое дело, но это – только придаток к человеческой жизни, но не её основа. Основа – это здоровье, долголетие, философия, искусство и наука». Учёные всего мира идут на встречу человечеству и пытаются объединить усилияпо объединению людей вопреки расам, мировоззрению, образу жизни. В свете новой программы, разделяющих учеников по конфессиям на уроках религиозного воспитания, разрешите закончить цитатой из Агни Йоги, которая пытается привести к общему согласию и учёных и священнослужителей: «Наука и религия не должны расходится в своей сущности. Тонкое изучение материи и атома приведёт к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе. Материя утверждается как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие божественности Огня, так же как религия не может наложить запрет на тонкие анализы, являемые наукой. Таким образом утвердится понимание и гармония понятий религии и науки…».


 Литература:
1. Грани Агни Йоги. Новосибирск, 1993-1998. IX, 226.
2. А.Г.Зарубин. А. Л. Чижевский
3. Письма Махатм.
4. Империл – субстанция, выделяемая живым организмом при раздражении.
5. Знаки Агни йоги. § 23.
6. Беспредельность. § 25.
7. Гелиос – солнце, тараксио – возмущающееся.
8. Знаки Агни Йоги.  § 240.

 

16.08.2009 03:00АВТОР: Татьяна Кадочкина | ПРОСМОТРОВ: 6513




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Люди искусства »