26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Страстная атака. А. Морозов, А. Аксенов


Слова иерархов РПЦ МП о бережном отношении к наследию противоречат делам на местах

Дискуссии о передаче бывшей собственности религиозных организаций из музеев в бессрочное и безвозмездное пользование этим самым религиозным организациям, кажется, достигли своего апогея.

Представители духовенства, и прежде всего иерархи Русской православной церкви, говорят о неоценимом вкладе светских музеев в дело сохранения святынь православия. Произносятся красивые слова о будущем взаимодействии науки и религии в деле сохранения хрупких шедевров прошлого.
Вот только события, происходящие в реальной жизни, во многом противоречат тому, что так красиво декларируется.

Примерам несерьезного, фактически безразличного отношения церковников к бывшим музейным экспонатам несть числа. Владимиро-Суздальский музей-заповедникВозникает законный вопрос: если уже сегодня, когда Церкви передана лишь часть ее бывшей собственности, религиозная организация не в состоянии поддерживать объекты культурного наследия в соответствующих условиях, что же случится со вчерашними экспонатами, которые холили и лелеяли музейные энтузиасты, когда будет принят закон? Если средств на содержание и реставрацию у Церкви нет сейчас, то откуда они появятся после принятия закона? Единственный ответ - из госбюджета. Получается, что государство, как и прежде, будет оплачивать содержание движимого и недвижимого церковного имущества за счет налогоплательщиков вне зависимости от их религиозного убеждения. А определять возможность доступа к этим ценностям (который гарантирован Конституцией России) будет пусть и благородная, но культовая организация. Логики, согласитесь, никакой.

Крохотный городок Суздаль - классический пример сохранения национального наследия. О том, как и с какими целями в 60-е годы создавался образцово-показательный музей, написано много и разно. Главное - Владимиро-Суздальский музей-заповедник за полвека своего существования действительно стал образцом бережного и научного отношения к национальному наследию. Будь то сохранение и реставрация светских архитектурных объектов, будь то не менее научное и бережливое восстановление "объектов религиозных культов".

Суздаль - наиболее яркий пример того, что срочное возвращение Церкви ВСЕГО ее имущества, мягко говоря,Пожилая женщина продает сувениры у стен музея. У монастыря она бы лишь побиралась...Фото А.Морозова. преждевременно. Объясните мне, откуда Церковь найдет средства на поддержание в должном состоянии памятников архитектуры - 37 церквей - в городе, где проживают чуть более 10 тысяч человек. Даже если все они станут щедрыми и аккуратными прихожанами, содержать такое число храмов на пожертвования людей нереально. Получается, что Церковь должна будет достать средства из других источников и "перекинуть" их на объекты Суздаля.

Но именно в этом и таится ГЛАВНОЕ логическое противоречие. Церкви существуют только для того, чтобы люди разговаривали с Богом. И именно прихожане должны определять, какое количество храмов им необходимо. Мнение же служащих Церкви - второстепенно в этом решении, как и мнение государственных чиновников. Или я не прав?

...В маленьком Александровском монастыре Суздаля, с недавних пор переданном РПЦ, живут три монаха. Экскурсантам - а монастырь теоретически могут посещать многочисленные туристы - грозно указывают на то, как следует вести себя на территории монастыря. В притворе монастырской церкви нас встречает бородатый мужчина: "Я, извините, работаю, поэтому не в рясе", - оправдывает свой тренировочный костюм бородач. Монах занимается художественной отделкой отреставрированного храма. Который сияет яркими красками, словно квартира после евроремонта. На полу - блистающий мрамор, возле алтаря - каталог, по которому настоятель монастыря выбирает, каким будет будущий иконостас.

А во дворе, внутри монастырских стен, расположен новенький коттедж, умело и ловко выстроенный на монастырской земле с использованием всех современных технологий. И окна вполне пластиковые, и сайдинг отнюдь не исторический. Такие теперь кельи...

Строительство домика проведено вполне законно. Но кроме законов земных, существуют и другие законы. И непонятно, каким образом удается новым владельцам исторических памятников уговаривать свою совесть, возводя современные жилые строения, противоречащие духу и традициям исторических мест.

Пример этот отнюдь не единичен. Всего в 200 километрах от Москвы местные церковные деятели уже не повторяют слова московских иерархов РПЦ о сохранности наследия и взаимодействии с музейными специалистами. А просто заселяют объекты, которые так бережно хранили до этого музейные энтузиасты. И это, повторюсь, всего в 200 километрах от Москвы, на виду у сотен тысяч туристов и в пределах автомобильной досягаемости для любого журналиста. Представить, что происходит в отдаленных частях России, я лично не берусь...

                                      Битва за Золотые ворота

О ситуации, которая складывается в отношениях представителей РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, рассказывает в своем письме, пришедшем в адрес газеты "Культура", генеральный директор музея-заповедника Алиса АКСЕНОВА.

А.И. Аксенова - генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедникаВ последнее время во всех СМИ широко обсуждается вопрос о готовящемся новом законе о передаче региональным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Ясности практически никакой - ни о предстоящих масштабах изменений действующих Федеральных законов "О музейном фонде РФ" и "Об объектах культурного наследия РФ", ни о том, как будут учтены интересы обеих сторон при разделе. Зато заостряется вопрос прежде всего на понятиях "собственность", "имущество", "недвижимость". Идут необоснованные злые нападки и оскорбления в адрес музеев: нас называют даже "держателями краденого", отходят на задний план здравые мысли, что и Церковь, и музеи, действуя в разных сферах, хранят и развивают духовное наследие народа и человечества.

                               Претензии вместо благодарностей

В ходе яростных нападок напрочь забыта "история вопроса" - из всех церковных богатств сохранилось лишь то, что в 20 - 30-е годы энтузиасты-музейщики часто с риском для свободы и даже жизни перевезли в музейные хранилища, остальное или было вывезено за границу, или уничтожено. Это факт, не требующий доказательств, и иная трактовка его - от лукавого.

В 60 - 80-е годы музеи подверглись жесткой критике "за идеологические перекосы" в деле охраны культовых памятников, за увлечение показом религиозных предметов, за сбор икон... Это все как бы забыто.

Зато на фоне волны этой противоречивой, часто очень необъективной информации возникают неожиданные вопросы, как, например, у жительницы Владимира во время прямого эфира на канале "Вариант", которая обратилась ко мне весьма недружелюбным голосом: "Почему музей так плохо относится к Церкви и почему не передаст ей Золотые ворота?"

Пришлось довольно подробно объяснить, что отношения между музеем-заповедником и Владимиро-Суздальской ЕпархиейЦерковь Покрова- на- Нерли сложились в трудные для всех"переходные" 90-е годы самые доброжелательные, толерантные, взаимоуважительные. Музей-заповедник по своей инициативе, без указаний и требований сверху, передал Епархии не только церковь Покрова на Нерли, а еще 17 приходских церквей, где были расположены замечательные музеи ("Часы и время", "Православие и русская культура" и др.). Из церковных зданий, где были оборудованы фондохранилища, реставрационные мастерские, музеи ушли практически в никуда: обещанные взамен Палаты, где располагались 35 организаций, с большим трудом пришлось отвоевывать частями в течение 4-х лет.

                                             Путь взаимодействия

 Когда в Суздале произошел раскол - священник Русанцев перешел в зарубежную церковь и в древнерусском городе не было прихода РПЦ, - музей-заповедник, не задумываясь, передал Епархии только что отреставрированную Знаменскую церковь.

Между прочим, упомяну, что все переданные Церкви памятники, в тот момент, когда их принимал музей, стояли либо заброшенными, либо были заняты под склады. Годы ушли на их реставрацию, ремонт, приспособление, благоустройство. Все это делалось не под нажимом властей, а в силу понимания проблем и трудностей, стоящих перед возрождающейся Церковью, в стремлении к доброму сотрудничеству.

Я могла бы много рассказать о совместных мероприятиях, конференциях, праздниках. Считалось до сего дня, что во Владимирской области сложились самые гармоничные плодотворные отношения между Церковью и музеем, служащие духовному возрождению общества. Иных целей и быть не может.

В 2008 году я была удостоена высокой награды - "Ордена Русской православной церкви святой Равноапостольной княгини Ольги" III степени - "во внимание к трудам в деле восстановления и реставрации храмов и монастырей, сохранение церковных ценностей". Так что дела обстоят у музея с Церковью вполне нормально.

                                        Приход на рубеже обороны?

А вот насчет передачи Церкви Золотых ворот вопрос стоит иначе. Для начала я изложу историю храма, его предназначение Владимирские Золотые ворота - одно из трех белокаменных зданий XII века в городе и единственный памятник военно-оборонительной архитектуры, сохранившийся в России от домонгольского периода.и достойное его использование в настоящее время.

Владимирские Золотые ворота - одно из трех белокаменных зданий XII века в городе и единственный памятник военно-оборонительной архитектуры, сохранившийся в России от домонгольского периода.

Они были построены в 1164 году, в период бурного возвышения Владимира. Здание соединило в себе крепость и триумфальную арку, у которой совершались торжественные церемонии: проводы и встречи боевых дружин, чествование почетных гостей. По установившейся на Руси традиции над воротами, в центре боевой площадки, была поставлена церковь. Посвященная одному из Богородичных праздников - Положению риз Богоматери.

Церковь никогда не была самостоятельным приходским храмом. Богослужение велось в ней эпизодически.

Уникальность и ценность Золотых ворот всегда связывались с их оборонительной функцией. И забота о них шла от светских властей: в Средние века - московских князей и царей, в наше время - владимирского губернатора и городской Думы.

     Что касается надвратной церкви, то богослужение в ней часто прерывалось на долгие годы и даже столетия. В "Топографическом описании города Владимира с уездом", изданном в 1761 году, о надвратной церкви сказано, что она от нашествия монголо-татар "опустев стояла без пения праздна многие лета" и только с 1687 года возобновлена. Но и после возобновления богослужения оно не стало постоянным. И церковь вновь подолгу пустовала. За восьмивековую историю в надвратной церкви службы велись в общей сложности несколько десятилетий. Неслучайно в 1865 году церковные власти не возражали против устройства в ней огромного бака водонапорной башни. И только опытный инженер Карл Дилль предотвратил осуществление проекта, указав, что арка ворот может не выдержать веса резервуара.

Таким образом, храм под Золотыми воротами как таковой никогда не играл в религиозной жизни города выдающейся роли.В настоящее время Золотые ворота - один из самых популярных экскурсионных объектов во Владимире, который ежегодно посещают около 100 тысяч человек, из них 40 тысяч детей.

Под сводами надвратной церкви развернута экспозиция "Владимирцы на защите своей Родины", рассказывающая об участии наших земляков в боях и походах с древнейших времен до недавнего прошлого. Главный экспонат - озвученная со световыми эффектами диорама, дающая наглядное представление о героической обороне Владимира от татаро-монгол в 1238 году. Летопись боевой славы, начатую далекими предками, продолжают наши современники. Подвигам владимирцев - Героев Советского Союза и Героев России - посвящена галерея, размещенная в помещении, служившем некогда боевой площадкой для защиты крепости.

Надо ли доказывать важность этих экспозиций высокого патриотического звучания. Особенно сейчас, когда среди молодежи резко упало знание истории своей страны, и, как показывают опросы, многие молодые люди не знают, когда началась Великая Отечественная война...

Уничтожение музейной экспозиции исключительной важности, которая, кстати, в российской музеологии является примером идеального сочетания характера памятника с содержанием музея, будет для города невозвратимой потерей.


Источник: Портал - Сredo.ru.

15.04.2010 03:00АВТОР: А. Морозов, А. Аксенов | ПРОСМОТРОВ: 1890




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Православие и Религии в России »