ВАЛЕРИЙ ШАМБАРОВ: «РУСЬ БЫЛА БОГАЧЕ ЗАПАДА». Вышел в свет научный сборник «“Мы любовью Родины богаты” (к 115-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха)». КТО МЫ В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ? С. ЖАРНИКОВА. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. В Минске 3.07.20 прошла выставка победителей Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса» (Республика Беларусь). Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. 8 июля 2020 года в Культурном центре «Извара 15» состоялось открытие выставки скульптур Алексея Леонова «Великие Учителя человечества». «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Архиерейский забор». С.В.Скородумов


 

 

 

 

Границ научному познанию
и предсказанию предвидеть невозможно.
Д.И.Менделеев

 

Космос под запретом

 

В последнее время темой общественных дискуссий все чаще становится противостояние Церкви и культуры1. Нередко со стороны РПЦ имеет место нетерпимость ко многим культурным явлениям.


Сегодня многие осознают, что Учение Христа и православная культура – это одно, а Церковь, как социальный институт, – нечто совершенно иное. Будучи хранительницей традиций, Церковь на протяжении своей истории крайне консервативно относилась ко всему новому. Особенно, если это касалось познания Космоса. История сохранила немало примеров того, как Церковь подвергала критике теорию множественности миров и гелиоцентрическую систему мира.


В 1740 году по инициативе М.В.Ломоносова была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Книга вызвала раздражение Священного Синода. Священнослужители задавали вполне резонный, на их взгляд, вопрос: «Если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?»2 Книгу, по их мнению, следовало «везде отобрать и прислать в Синод», а Академии наук запретить печатать «как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном». В конце концов, это издание изъяли и уничтожили3.


Русское духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века. До 1815 года c одобрения цензуры издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением»4. Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит»5. Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви.


В 1886 году по настоянию духовенства была запрещена книга знаменитого французского астронома Камиля Фламмариона «Мир до создания человека», в которой опровергались библейские сказания о чудесах, о сотворении человека и которая, по убеждению представителей духовенства, подрывала религиозные устои 6.


Казалось бы, все это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Не тут-то было. Вновь словно из небытия встают призраки былой нетерпимости. Сегодня под прицелом церковной критики вновь оказался Космос. Только теперь церковники выступают против нового космического мировоззрения, в основе которого лежит философское наследие семьи Рерихов. РПЦ осуждает и философию русского космизма, которую так называемая Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты в Сибири» (Алтайский край, г. Белокуриха, 1999 год) отнесла… к «антихристианским»7.


Перестройка, давшая свободу духовным исканиям в России, завершилась, вероятно, к концу 1994 года. С 29 ноября по 2 декабря этого года прошел Архиерейский собор РПЦ, который принял знаменитое Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Наряду с новыми религиозными движениями к сектам были отнесены все непонятные для представителей Церкви духовные веяния. Образно говоря, этим Определением церковные идеологи огородили себя железным занавесом, или, скорее, забором, за периметром которого оказались свободные поиски Истины, нецерковные философские системы. Рериховское движение тоже оказалось за этим «архиерейским забором». Определение 1994 года и стало основой борьбы РПЦ против рериховских культурно-просветительских организаций.


С этого момента стала активно складываться новая государственно-церковная идеология. Чиновники и функционеры от РПЦ ринулись навстречу друг другу. В узком и тесном пространстве идеологии стал возникать и крепнуть союз Церкви и государства. Исторически это явление далеко не новое. Идеология является системой идей и взглядов, выражающих интересы социальных групп, то есть сугубо земным, материальным явлением. Небесному и духовному здесь места нет. И смешение Божиего и кесарева для Церкви без отрицательных для нее последствий не проходило еще никогда: Церковь обычно теряла свой авторитет и постепенно становилась частью государственной системы – этаким идеологическим департаментом.


 

На наших глазах бывшая тоталитарная система в России начала быстро восстанавливаться. Роль ее нового идеолога взяла на себя Церковь, представители которой стали вести войну против свободомыслия теми же способами, что и их предшественники. При поддержке государственных органов Церковь стала бесцеремонно вторгаться буквально во все сферы жизни. Даже в экономику 89.


В России под шум лозунгов о повышении роли общественных организаций и необходимости развития духовности и культуры развернулась интенсивная информационная война против инакомыслия. Под прицелом оказались и рериховские организации. В чем же их вина?

 

Обвиняется свободомыслие

 

Российская культура и наука находятся сегодня в плачевном состоянии. И каждое общественное движение в их поддержку и защиту следует только приветствовать и поддерживать. «По плодам их узнаете их», – говорил Христос. Многие Рериховские общества, сотрудничающие с Международным Центром Рерихов, самоотверженно служат культуре и науке. Они реализуют совместные проекты с музеями, библиотеками, научными организациями. Примеров тому немало.


Ежегодно в Харькове (Украина) проводится Международная научная конференция «Слобожанские чтения». Среди ее организаторов – Харьковская областная государственная администрация, Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина, Харьковский художественный Музей, Украинское общество охраны памятников истории и культуры и другие организации. Непременные участники этой конференции – сотрудники Харьковского культурного центра имени Н.К.Рериха и Первомайского центра «Возрождение Культуры». Темы их докладов вызывают большой интерес у оргкомитета «Слобожанских чтений».
В 2010 году организаторы чтений приняли решение посвятить одну из секций 75-летию Пакта Рериха.


22–23 марта 2008 года в Кемерово состоялась межрегиональная общественно-научная конференция «Культурное единство Азии». Наряду с рериховским обществом «Майтри» в число организаторов конференции вошел Кемеровский государственный университет. В представленных докладах была предпринята попытка с позиций науки раскрыть основы культурного единства Азии, а также значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в изучении единого культурного пространства нашей планеты.


В рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование в ХХI веке: проблемы и перспективы» (12–13 ноября 2009 года, Анжеро-Судженский филиал Кемеровского государственного университета) была организована секция, посвященная Году Индии в России. Она прошла при поддержке Координационного совета рериховских организаций Кузбасса и общественной организации «Рериховское общество г. Анжеро-Судженска».


4–6 октября 2009 года в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г.Белинского состоялась Международная научно-общественная конференция «Россия и Индия. Пути сотрудничества: прошлое, настоящее и будущее». В числе организаторов наряду с министерством культуры Пензенской области и администрацией г. Пензы – региональное Рериховское общество.


Ежегодно Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» совместно с департаментами охраны окружающей среды и культуры Ярославской области проводит межрегиональную научно-практическую конференцию «Экология и Культура: от прошлого к будущему». На конференции рассматриваются проблемы взаимодействия человека с окружающим миром, обсуждаются вопросы организации, изучения и использования особо охраняемых природных территорий и др. С докладами постоянно выступают сотрудники Ярославской и Тверской рериховских организаций.


15–16 декабря 2009 года Ярославль принимал гостей из Индии. В городе проходили мероприятия, посвященные 260-летию со дня рождения первого русского ученого-индолога ярославца Герасима Степановича Лебедева. Организаторами конференции, посвященной Г.С.Лебедеву, выступили: правительство Ярославской области, мэрия города Ярославля, Музей истории города Ярославля, Ярославское рериховское общество «Орион».


В конференции приняли участие ученые-востоковеды России и Индии, в том числе представители научных кругов Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Дели, Ахмедабада, Калькутты. Среди них – 9 докторов, 7 кандидатов наук. Символом конференции стало Знамя Мира – Знамя охраны культуры, автором которого является Н.К.Рерих. Наряду с флагом Земли, предложенным ООН и представляющим фотографию нашей планеты из Космоса, Знамя Мира было поднято над Музеем истории города.


Примеры сотрудничества рериховских организаций с учеными можно было бы приводить и дальше. Но представители РПЦ предпочитают ничего этого не видеть и не слышать, спрятавшись от мира за высоким «архиерейским забором» и кидая оттуда грязь в рериховцев, вина которых состоит лишь в том, что они мыслят по-другому.


Разве мало у нас сегодня в России проблем? Почему бы, скажем, Церкви не начать такую же непримиримую борьбу с пороками общества, самой при этом показывая пример благочестия? Довольно странный факт: даже откровенно сатанинские секты не вызывают такой критики Церкви, как общественные культурно-просветительские организации, которые носят имя Рериха.


Все это может говорить только об идеологической направленности антирериховской борьбы со стороны РПЦ. Философия Живой Этики, созданная Рерихами под руководством Учителей Востока, описывает Мироздание иначе, чем принято в Церкви. Эта новая философская система опирается на лучшие достижения мировой культуры и являет пример свободомыслия. В Живой Этике можно найти множество параллелей с этическими идеалами Православия. Но самость превосходства, ревность, невысокий уровень культуры и нетерпимость закрывают глаза церковникам. А фанатичная убежденность в монопольном владении Истиной преграждает путь к взаимопониманию.


«Без вины виноватые» рериховские организации по инициативе представителей Церкви руками чиновников и самих же церковников активно вытесняются из культурного, образовательного и научного пространства. Примеров «холодной» идеологической войны против Рерихов и рериховских организаций более чем достаточно. Порой в ход идут буквально «партизанские» методы.

 

Хроника «холодной войны»

 

20–21 декабря 2007 года в Тверской областной библиотеке им. А.М.Горького проходила III областная краеведческая конференция «Историческое и культурное наследие Тверской области: сохраняя прошлое, думаем о будущем». К участию в конференции, собравшей профессоров и преподавателей Тверского государственного университета, учителей и краеведов из районных центров, представителей библиотечного и музейного сообществ, была приглашена и Тверская областная рериховская общественная организация. Она представила два выступления и фотовыставку «Охрана культурного наследия – дело всенародное», подготовленную совместно с Тверским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Эти две организации в течение нескольких лет успешно сотрудничают, утверждая в обществе идею объединения усилий государственных и общественных организаций в деле сохранения историко-культурного наследия Тверского края.


Данный факт привлек самое пристальное внимание Тверской епархии. И она предприняла решительные действия. Ее представитель протоиерей Александр Шабанов – по совместительству председатель Миссионерского отдела епархии, вице-президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), – придя на конференцию, на глазах у изумленных участников начал приклеивать к стендам фотовыставки стикеры с надписью «Осторожно, секта!»10


Миссионерский отдел Тверской епархии на своем сайте пояснил действия своего сотрудника следующим образом: «Даже если согласиться с тем, что рериховцы стремятся восстанавливать разрушенные храмы, это вовсе не означает, что эти усилия будут направлены во благо православного христианского духовного наследия России, поскольку возрождение этого наследия имеет, по сути, цель возрождения православной богослужебной жизни на основе ортодоксальной богословской традиции, к которой рериховцы со своими культурными корнями не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения»11.


Трудно понять логику протоиерея А.Шабанова, действующего в стенах светского учреждения столь радикальными методами. Получается, что болеть за духовное и историческое наследие России имеет право только православный христианин. Желательно – воцерковленный. Но, позвольте! Храмы – это ведь не только помещения для «православной богослужебной жизни на основе ортодоксальной богословской традиции», как утверждает Шабанов, но еще и памятники архитектуры. И культурное наследие России одинаково дорого для всех ее представителей, независимо от их мировоззрения.


Не зря академик Д.С.Лихачев называл музейщиков «последними святыми Руси». Именно музейщики сохранили во времена воинствующего атеизма бесценные произведения искусства – храмы, иконы, богослужебные предметы. И сейчас странно наблюдать, как ретивые церковники пытаются все это у музеев отобрать. Что характерно – при активной поддержке чиновников, которых, похоже, судьба этих произведений искусства не интересовала ни прежде, ни сейчас. Просто в соответствии с требованиями времени они поддерживают ту идеологию, которая им выгоднее.


По заявлению иерархов РПЦ, они не берутся судить о достоинствах культурного и художественного наследия Рерихов 12. Однако вопреки такому заявлению в Сыктывкаре думают иначе: «На основе анализа не только самого учения Рерихов, но и их художественного творчества наш центр [Центр изучения новых религиозных движений] пришел к выводу: [рериховское] общество оккультное и не имеет ничего общего с христианством», – заявил игумен Филипп13. После чего церковники попытались закрыть постоянную экспозицию выставки репродукций картин Н.К.Рериха, которая была организована в одной из школ и имела множество положительных отзывов.


Сегодня кризис коснулся многих сфер жизни. Затронул он и школу. Повсеместно распространяется бездуховная авторитарная педагогика. Казалось бы, на этом фоне всеми силами следует поддерживать ростки культуры, нравственности, духовности. Их стараются внести в педагогику учителя-новаторы. Среди них – академик РАО Ш.А. Амонашвили с его гуманной педагогикой. Однако некоторые представители Церкви откровенно нападают и на этого выдающегося мастера педагогики14. Они не могут простить ему уважительного отношения к творчеству семьи Рерихов.
На XVII Международных Рождественских образовательных чтениях (24 февраля 2009 г., г. Москва) протоиерей Александр Новопашин, вице-президент РАЦИРС (Новосибирск), оклеветал уважаемого ученого-педагога, охарактеризовав его систему как «деструктивный культ, завуалированный под педагогическую инновацию»15.


После таких заявлений складывается впечатление, что РПЦ больше заинтересована в насаждении собственной идеологии, нежели в повышении общего уровня духовности и культуры в российском обществе. Подтверждает эту мысль письмо Патриарха Алексия II «Всем епархиальным преосвященным», который еще 9 декабря 1999 года инструктировал представителей Церкви по поводу их внедрения в систему государственного образования: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе»16.


Церковные идеологи не были бы так успешны, если бы не имели поддержки в миру – среди множества добровольных помощников, стосковавшихся по утраченной тоталитарной идеологии.


Примером подобного симбиоза на идеологическом поле может служить антисектантский справочник, который выпустили в Ярославле. Под эгидой мэрии и городского Научно-методического центра социальной политики вышел сборник «Нетрадиционные релегиозные секты, культы и организации: масштабы распространения в России и Ярославле»17.В нем рериховские организации включены в список сект под рубрикой: «Теософия, оккультизм и группы движения “Новый век”». Приведенный в справочнике текст об Учении Живой Этики и рериховских организациях – пример полного смешения в головах чиновников «французского с нижегородским». Так, глава «Основы вероучения» целиком построена на статье в журнале «Вопросы философии», написанной … именно в защиту Рериховского движения 18. В этой статье ее авторы В.В.Фролов и Л.М.Гиндилис дают характеристику Живой Этики как научно-философского учения, а рериховского движения – как культурно-просветительского. Несмотря на полное заимствование текста из указанной статьи (причем, без упоминания о ее авторах – что, кстати, является плагиатом), составители справочного пособия делают вывод, что рериховское движение – «религиозный культ оккультно-антихристианского характера».


Вся остальная информация в указанном справочнике взята либо из церковных источников, либо у ярославского антисектансткого центра «Гражданская безопасность» (руководитель – Евгений Мухтаров, журналист, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации). Авторы упоминают о каком-то таинственном «собственном культе» и оккультных «таинствах» в рериховском движении, – разумеется, без всяких доказательств и уточнения подробностей.


Создается впечатление, что церковники под знаменем патриотизма пытаются защитить Россию от рериховцев. Только какую Россию? Уж очень она в представлении церковников напоминает нашу страну тоталитарного образца 37-го года прошлого века, когда человека можно было обвинить в чем угодно – вплоть до шпионажа в пользу сразу нескольких стран, когда с целью расправы с неугодными применялись любые методы.

 

«Наши земные перегородки не достигают Небес»

 

По сложившейся в России традиции о Православии не рассказывают, его показывают примером своей жизни. В народе всегда высоко ценился авторитет старцев. Очень странно, что, пожалуй, самым популярным человеком от РПЦ сегодня стали отнюдь не старцы, а дьякон Андрей Кураев и сектовед Александр Дворкин. Оба – скандально известные личности, и оба – гонители инакомыслия. Известный православный философ Николай Бердяев писал: «По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает ее для другого. Есть одно мерило, которым можно измерить свободу – веротерпимость, явление редкое, если понять его в глубине…»19.


Отвергнув творчество семьи Рерихов, отгородившись от него железным занавесом, Церковь отлучила себя от новых научных нахождений.
А в это время официальная наука постепенно подтверждает идеи Рерихов и подходит к энергетическому мировоззрению Живой Этики. Так, лауреат Нобелевской премии И.П.Пригожин считает, что первая фундаментальная особенность биоэнергетики заключается в том, что живые организмы – открытые системы, функционирующие лишь в условиях постоянного обмена веществом и энергией с окружающей средой 20.


В.Н. Ягодинский, – действительный член Московской психотерапевтической академии, доктор медицины, развивая основные положения работ Чижевского, создал единую концепцию генетики ритмов биосферы в связи с влиянием Космоса, что явилось новым словом в науке. В своей книге «Нами правит Космос» он пишет, что каждая клетка, как и весь целостный организм, – самоподдерживающаяся система. В ее основе лежит ритмический принцип энергетической «перезарядки»21.


В.Л.Воейков, профессор МГУ им. Ломоносова (г. Москва), доктор биологических наук, считает, что основным резервуаром свободной энергии в биологических системах являются электронно-возбужденные состояния сложных молекулярных комплексов. Эти состояния непрерывно поддерживаются за счет кругооборота электронов в биосфере, источником которого является солнечная энергия, а основным «рабочим веществом» – вода. Часть состояний тратится на обеспечение текущего энергоресурса организма, часть может запасаться впредь, подобно тому, как это происходит в лазерах после поглощения импульса накачки 22.


Творчество семьи Рерихов дает новое направление науке
XXI века и объясняет значение православной культуры, показывая ее духовную глубину. Оно помогает найти взаимопонимание с другими народами и культурами. Именно такой путь утверждали примером своей жизни Рерихи.


Без всяких сомнений, рериховские организации в условиях «холодной войны» со стороны РПЦ будут и дальше продолжать свою культурно-просветительскую и научную деятельность.
А Церковь, становясь на пути прогресса, рискует в очередной раз оказаться в тупике истории.


Возможно, через сотню лет наши потомки с улыбкой и удивлением будут читать о нападках Церкви на Рерихов и рериховское движение. Точно так же, как сегодня мы с улыбкой и удивлением читаем слова митрополита Филарета (канонизирован в 1994 году) о том, что научная геология опровергает библейскую космогонию и потому «не может быть терпима» 23.


«Наши земные перегородки не достигают Небес», – совершенно справедливо считал митрополит киевский Платон (Городецкий), живший в XIX веке. Не доходит до неба и «архиерейский забор», построенный в XX веке на Земле чисто земными методами. И ни одному из архиереев Церкви не дана монополия на Истину и единоличная власть над вечным и безграничным Космосом – ни у нас над головой, ни в наших душах.

 

Автор выражает искреннюю благодарность В.П.Ануфриеву, д.э.н., профессору УГТУ – УПИ г. Екатеринбурга за предоставленную информацию о ряде современных научных исследований.

 

 

_________________________________________

 

1. Аксенова А.И. Болезнь легче предупредить, чем вылечить, 11.02.2010 г. [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Музеи России»: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.museum.ru/N39105 (29 марта 2010).

2. Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. [Электронный ресурс] //Интернет-библиотека Якова Кротова: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/sha/shazky2.html (29 марта 2010).

3. Пекарский П.П. История Академии наук. Т. II. СПб., 1873. С. 603–604.

4. Райков Б.Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. Л., 1947. С. 364.

5. Там же. С.375.

6. Архивное дело. 1930, № 1 (45). С. 90.

7. Итоговое заявление православной Сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей 10–13 января 1999 года в г. Белокурихе Алтайского края.

8. Письма прот. Всеволода Чаплина президенту Союза химиков Украины А.Г.Голубову и первому вице-премьеру Правительства РФ В.А.Зубкову по поводу покупки украинскими предприятиями газа напрямую у «Газпрома», 23.03.2010 [Электронный ресурс] //Интернет-портал «Credo.ru»: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=76995&cf= (29 марта 2010).

9. «Надо просто определиться – либо ты КПСС, либо ты Церковь», – предложил Московской патриархии лидер Исламского комитета Гейдар Джемаль, 22.03.2010 [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Credo.ru»: офиц. сайт.

Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id= 76987&cf= (29 марта 2010).

10. Представитель Тверской епархии РПЦ МП на краеведческой конференции расклеивал на стендах фотовыставки стикеры «Осторожно, секта!», 25.12.2007 г. [Электронный ресурс] //Интернет-портал «Credo.ru»: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=59332&type=view (29 марта 2010).

11. Реплика Миссионерского отдела Тверской епархии об участии Тверской областной рериховской общественной организации в III областной краеведческой конференции (20 – 21 декабря 2007 г., Тверь, ТНУБ им. А.М.Горького) [Электронный ресурс] // Тверская епархия РПЦ МП: офиц. сайт. Режим доступа: http://tver.eparhia.ru/sobyt/news_ep/?ID=1306 (29 марта 2010).

12. Письмо от 29 мая 1995 года № 1425 Председателя отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Президенту Международного Центра Рерихов Г.М.Печникову // Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР, 2001. С.448–449.

13. Общество Рерихов в Коми признано оккультным [Электронный ресурс]// Информационный портал «КомиОнлайн»: офиц. сайт. Режим доступа: http://komionline.ru/news/18905 (29 марта 2010).

14. Наступление оккультизма на российскую систему образования продолжается [Электронный ресурс] // Агентство национальных новостей: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=91296 (29 марта 2010).

15. «Тоталитарные секты, оккультизм, искажения Православия»: пресс-релиз Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) о работе секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений, 24 февраля 2009 г., г. Москва //Сайт Информационно-консультационного центра им. св.Иринея Лионского.

16. Письмо Патриарха Алексия II «Всем епархиальным преосвященным» № 5925 от 9 декабря 1999 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Разум или вера? Реальность или вымысел?»: офиц. сайт. Режим доступа: http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm (29 марта 2010).

17. Нетрадиционные релегиозные секты, культы и организации: масштабы распространения в России и Ярославле. Информационно-методическое пособие. Ярославль, 2008.

18. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России» // Вопросы философии. 2001. № 3.

19. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря // Н.А. Бердяев. Судьба России. Самопознание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. С. 262–263.

20. Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2001. С.6–31; 275–276.

21. Ягодинский В.Н. Нами правит Космос. М.: Рипол Классик, 2003. С.490.

22. Воейков В.Л. Био-физико-химические аспекты старения и долголетия // Успехи геронтологии. 2002. Т. 3. Вып. 9. С. 261.

23. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф. А.И.Клибанов. М., 1989. С. 350.

 

 

Сборник: Защитим имя и наследие Рерихов - Т.5.

V. Церковь против Рерихов

 

28.04.2020 08:38АВТОР: С.В.Скородумов | ПРОСМОТРОВ: 751


ИСТОЧНИК: СПб отд. МЦР



КОММЕНТАРИИ (23)
  • Любовь28-04-2020 11:32:01

    Спасибо автору за такой обстоятельный обзор деятельности РПЦ. Очень нужны такие разъяснения в настоящее время. Деятельность церковных служащих давно уже вызывает недоверие людей. Кто-то давно уже понимает это, а кому-то нужно разъяснить. Спасибо.

  • Сергей Скородумов28-04-2020 13:10:01

    Любовь! Огромное спасибо Вам за отзыв!

    Сборник, в котором была опубликована эта статья, вышел в свет еще в 2010 году. Насколько актуально содержание статьи сейчас, судить читателям.

    Надеюсь, когда-нибудь представители церкви признают, что «наши земные перегородки не достигают Небес».

  • Светлана28-04-2020 14:45:01

    Столпы религий когда-нибудь рухнут окончательно, а наука вырвется из лап невежд. Антропоморфный фанатизм, деньги и власть сделали своё дело - сытая ленивая жизнь обездвижила мозги и сердца многих духовников. Но есть священники, истинные ревнители Христа (надеюсь, их будет становиться всё больше), которые начинают серьёзно и адекватно воспринимать происходящее, глубже вникать в духовные основы бытия и пересматривать свои внутренние ценности.
    Сергей, спасибо Вам большое, что поднимаете такую важную и животрепещущую тему.

  • Сергей Оленев28-04-2020 16:10:01

    Сущностные причины непринятия идей Рерихов верхушкой РПЦ, навязавшей православным христианам решение Синода в 1994 году, понятны, поскольку многие церковные иерархи только говорят о Христе, а живут по законам Мамоны. И как истинные фарисеи используют лукавые методы борьбы с непонятными для них идеями Учения. Непонятными потому что многое из наставлений Евангелий искажено, плюс невежественные догматы Соборов. Так в 6 веке на Константинопольском Соборе доктрина перевоплощения объявлена еретической, то есть потеряны Основы философского и религиозного мировоззрения человека об эволюции всего сущего на Земле и во Вселенной. Примеров можно привести много. Чтобы достойно противостоять этому давлению нужно уметь говорить на понятном для оппонентов и миллионов людей языке, применяя канон Господом Твоим. Об этой идее пытался сказать на съезде, отметив, что наследие Рерихов – это сияющий бриллиант с сотнями граней на любой уровень сознания. Каждый человек может найти для себя полезное в этих гранях для ментальной и духовной эволюции. С христианами России необходимо пытаться вести конструктивный диалог, по крайней мере, с теми кто способен услышать, показывая как много в наследии Рерихов сказано о Христе и Его Учении. Акцентируя внимание людей на трепетное отношение Семьи Рерихов к Сергию Радонежскому и старчеству вообще. Для некоторых можно сказать, что правильно понять идеи Евангелия они могут, изучая Живую Этику и Г.А.Й. МЦР может провести конференцию по теме «Рерихи и Учение Христа» и оппонентам сложно будет клеветать. Это работает, сужу по своему опыту дискуссий с такими людьми, поскольку им нечего сказать в ответ негативного. Главное, они узнают об Учении Христа в рериховском понимании. Важно, что разговор ведется в доброжелательном тоне. Необходимо принять во внимание, что навязанное Синодом решение исполняется, поскольку люди не знают правду об идеях Рерихов. Наша задача терпеливо заниматься просветительской работой среди народа. Эта работа проводилась в своё время буддийскими миссионерами, которые доходили до Англии, как отмечает Е.П.Б., и ранними христианами. Только необходимо не навязывать и говорить по сознанию, в рамках культурных программ.
    Необходимо принять во внимание, когда «В.В.Фролов и Л.М.Гиндилис дают характеристику Живой Этики как научно-философского учения, а рериховского движения – как культурно-просветительского», - они лишь повторили всем известные определения религиозных систем народов мира. Так буддисты изучали философские основы Учения Будды в научной среде университета Наланды. Индийские философские системы изучались в своих школах. Е.П.Б. изучала основы всех философских систем в сокровенном Ашраме, перед тем как написать свои труды. В статье «Божественные Цари Эдема» показаны различные значения Эдемов, в том числе и как школы Сокровенной Страны по изучению различных научных дисциплин познания всех аспектов Космоса. Так, что научный метод познания существовал всегда, с древнейших времён. Правда, для тех немногих, кто способен был изучать и понять эти научные дисциплины.
    Е.П.Б. отмечала, что все Солнечные Боги были Богами Культуры и храмы были центрами культуры у народов мира. Религиозная культура была вдохновляющим началом устремления людей к красоте во всех формах. Поэтому в настоящее время рериховцы и занимаются культурно-просветительской работой для страны и мира, то есть тем, чем мы и занимались в прошлых жизнях, только в новой форме.


  • Сергей Скородумов28-04-2020 23:17:01

    Я бы хотел привести здесь две цитаты, суть которых полностью разделяю. И стараюсь следовать этим мыслям, когда пишу о церкви.

    Е.П. Блаватская.
    «Разоблаченная Изида»
    Предисловие к части II. «Непогрешимость» религии.

    «Если бы это было возможно, мы бы не давали этот труд в руки многим христианам, которым чтение его не принесет пользы: так как он был написан не для них. Мы имеем в виду тех, кто искренне и чистосердечно верит в свои церкви, и тех, чья безгрешная жизнь отражает блестящий пример Пророка из Назарета, устами которого дух истины громко говорил человечеству. Такие были во все времена. История сохраняет имена многих героев, философов, филантропов, мучеников, святых мужчин и женщин, но насколько больше таких, которые жили и умирали, лишенными благословения, оставаясь неизвестными, за исключением близких своих друзей. Они облагородили христианство, но принесли бы такой же блеск любой другой вере, какую бы они ни исповедовали, ибо они выше своего вероисповедания <….> И все же, по сравнению с теми миллионами, которые считаются христианами, они всегда образовывали ничтожное меньшинство. Их можно найти и в наши дни – на кафедре и на церковной скамье, во дворцах и в хижинах; но все возрастающий материализм, увлеченность мирскими делами и лицемерие быстро уменьшает их численность. Их благотворительная деятельность и детская вера в непогрешимость догм Библии и духовенства приводят в действие все добродетели, заложенные в нашей природе. Мы лично знали таких богобоязненных жрецов и священнослужителей и всегда избегали вступать с ними в споры, чтобы не быть виновными в совершении жестокости, задевая их чувства; также мы не лишали ни одного мирянина его слепой веры, если только она одна делала для него возможной святую жизнь и спокойную смерть».

    * * *

    Елена Ивановна Рерих – В.К.Рериху, 6 июня 1935 г.

    «Потому оставим в стороне отцов Церкви, тем более что под церковниками я подразумеваю не исключительно духовных пастырей, но всех ханжей и изуверов, прикрывающих свои темные делишки каждением, и коленопреклонением, и крестным целованием, типов вроде Лукина и тому подобных. Как Вы, может быть, помните, я всегда держалась довольно далеко от церкви и ее представителей именно из желания охранить в своих сыновьях уважение к своей религии до тех пор, пока сознание их достаточно окрепнет, и они уже вполне зрело смогут оценить все то прекрасное, что заключается в ней, и в то же время спокойно смотреть на отрицательные проявления ее; именно без того, чтобы последние пагубно отразились на их отношении к религии вообще. И считаю, что в этом и преуспела, ибо оба мои сына глубоко религиозны и носят в духе свою Церковь. Так, Светик постоянно читает книги «Добротолюбия», Евангелие и все прочие Религии и Учения, находя во всех Единый Великий Источник Любви, проявленной во всей Красоте в Великих Носителях Света! Никто из сотрудников наших никогда не будет разрушать храмов, но в каждом затеплит свою свечу. Но, конечно, изуверы и ханжи не могут быть попутчиками светлому сознанию».

  • Сергей Скородумов28-04-2020 23:29:01

    Огромное спасибо Светлана, за Ваш отзыв!

    В будущем нас ждет сближение науки и религии. Но этот путь навстречу друг другу очень долог и труден. И он потребует просвещения с обеих сторон.

    Мир Огненный – III, 60.

    Религия и наука не должны расходиться в своей сущности. Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе. Материя утверждается как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие божественного Огня, так же как религия не может наложить запрет на тонкие анализы, являемые наукой. Таким образом, утвердятся понимание и гармония понятий религии и науки...

  • Сергей Скородумов29-04-2020 01:16:01

    И еще маленькая ремарка.

    После всех событий, которые случились с нашим Музеем, и неблагодарных поступков людей, которые получали от него помощь, сегодня я уже не стану писать в защиту Ш.Амонашивли и гуманной педагогики...

  • Майя Мартолина29-04-2020 08:23:01

    Deligite justitiam -- qui jadicatis terram --
    Любите справедливость, судящие землю.
    (Библия)
    Заслуживает ли имя церковного собора такой собор, который в подтверждение своих мыслей употребляет ложь?
    Свт. Филарет (Дроздов)

    Живо, живо ещё современное Средневековье...
    Средневековье, считающее своим долгом держать народ в тисках невежества.
    В нашу антигуманную Эпоху, к сожалению, таким прибежищем -- asylum igorantiae, в преимуществе своём стала Церковь.

    Об этом ведёт свой увлекательнейший
    и справедливый рассказ в статье "Архиерейский забор" Сергей Владимирович Скородумов.
    Отрадно, что крепкий орешек -- растущее
    в геометрической прогрессии противостояние спаянной с государством Церкви и Новым Космическом мышлением, между Церковью и Русской Культурой, -- оказался по зубам публицисту-сатирику Сергею Скородумову!

    Автор данной публикации органично затрагивает наиважнейшие аспекты человеческого Бытия
    в России -- культуру, науку, образование, религию...
    Сергей Скородумов цитирует академика
    Д.С. Лихачёва, принесшего на алтарь Служения Русской Культуре всю свою жизнь без остатка...
    Д.С. Лихачёв с содроганием в душе пишет:
    "Не будет Культуры -- не будет и государства"...

  • ЕЛЕНА29-04-2020 15:58:01

    Сергей Владимирович, за НЕравнодушие спасибо!
    С болью в сердце читаешь о нерадивых выходках невежественных церковников, не обладающих ВЕРОТЕРПИМОСТЬЮ, попирающих один из основополагающих законов Космоса - Закон Свободной Воли!
    Вы правильно пишете: "Отвергнув творчество семьи Рерихов, отгородившись от него железным занавесом, Церковь отлучила себя от новых научных нахождений".
    Потому-то, и "не доходит до неба "архиерейский забор", построенный в ХХ веке на Земле чисто земными методами"! И что, очень важное, вами подмечено, - "Церковные идеологии не были бы так успешны, если бы не имели поддержки в миру - среди множества добровольных помощников, стосковавшихся по утраченной тоталитарной идеологии"... РАВНОДУШИЕ и БЕССЕРДЕЧИЕ - вот истинное определение этой самой невежественной идеологии!

    Немилосердные земляне
    Терзают Землю, Мать свою!
    Когда же извергами стали?
    Душонки продали - кому?

    Чреда Подвижников, Героев,
    Ее всем сердцем берегли -
    Дороги в Вечность проложили!
    Ужель не видите Огни?

    И снова Церкви аж до неба...
    И золотые купола...
    Ох, доиграетесь, земляне!
    С высот кричат колокола.
    --------------

    Насильно никого нельзя поднять!
    Любой подъем мы совершаем сами.
    Закон Свободной Воли не распять!
    В нем смысл Христова Слова:

    Земной пройдете Путь
    своими лишь руками и ногами!
    --------------

  • Сергей Скородумов30-04-2020 00:40:01

    Уважаемая Майя!

    Огромное спасибо за Ваш отзыв! История с этой статьей имела очень интересное продолжение в целом ряде жалоб, писем и официальных документов. Как только у меня будет немного времени, я обязательно об этом расскажу.

  • Boris Musiqum30-04-2020 08:01:01

    Очень хорошая статья! Спасибо автору. Многое, что изложено в ней, актуально и по сей день. Статья хорошо показывает РПЦ, - которая полагает себя единственным и законным представителем Христа на земле и которая всегда пыталась узурпировать монополию на знание божественной истины, - как тормозящим фактором развития любого знания, в том числе и духовного. Эта статья также заставляет и самим призадуматься, а на самом ли деле мы являемся представителями Учителей на земле, работающих на выполнение Их воли, как мы себе это сами нескромно представляем? Наверное нужно развивать в себе здоровое критичное мышление, постоянно оглядываться на себя и научиться доброжелательно вмещать, чтобы не заразиться болезнью представителей РПЦ, считающих себя выразителями духовной истины и единственно правльного пути духовного развития. Ведь нетерпимость и принципиальность (которая на самом деле категоричность) суждений некоторых рериховцев от лица Иерархии Света иногда просто поражает. (Это я конечно не об авторе статьи).

  • Boris Musiqum30-04-2020 08:03:01

    Сергей Скородумов, 29-04-2020. 01:16:01
    "И еще маленькая ремарка. После всех событий, которые случились с нашим Музеем, и неблагодарных поступков людей, которые получали от него помощь, сегодня я уже не стану писать в защиту Ш.Амонашивли и гуманной педагогики..."

    Если честно, то меня немножко смущает такая ремарка. Поясню. К примеру, министр культуры тоже та ещё птица. И если, гипотетически, ничего не писать в его защиту будет действием оправданным (ибо не нужен такой министр культуры), то не писать в защиту культуры на том основании, что это ведомство возглавляет этот преступник, будет не совсем верным подходом, на мой взгляд. Как культура не виновата, что находится в ведомстве Мединского, так и гуманная педагогика не должна быть вычеркнутой из жизни только из-за того, что её автор не блестал какими-то благородными поступками по отношению к МЦР. Если в гуманной педагогике существуют прогрессивные идеи и наработки, отвечающие здоровому и сердечному воспитанию детей (а они там есть), то такой опыт и знания должны быть учтены и внедрены в жизнь на практике, невзирая на личность принёсшего строительный кирпич. Учение Живой Этики учит, что можно использовать все вещи, отвечающие или помогающие эволюционному развитию. Учителя определяют то или иное приношение с точки зрения полезности или неполезности его для эволюции, независимо от "подонковского" вида принёсшего. Даже джины храмы строят. Использование их труда на общее благо не будет являтся нарушением этических норм. Равно как и привнесением в строение каких-то нечистых энергий (как считают некоторые рериховцы). Здесь работают совсем другие оккультные законы. Скажут, да он же предатель, такой и сякой! Но мы повседневно пользуемся вещами, сделанные не богами и не ангелами. Если бы мы знали каким подлецом мог быть испечён хлеб на нашем обеденном столе и каким негодяем мог быть разработчик какого-либо общественного объекта, облегчающим жизнь многим людям, то наверное бы умерли с голоду не выходя из дома, так как наша нравственность побрезговала бы их труд. Конечно же, на Амонашвили есть обида. И большая. И его лично можно никогда не простить. Но из-за его поступков актуальность и полезность самой гуманной педагогики никуда не делась. То есть, не писать в защиту лично Амонашвили - это может быть справедливым. Но если кто-то (не Амонашвили) начнёт продвигать идеи гуманной педагогики, то, по-моему, такие усилия можно и поддержать.

  • Сергей Скородумов30-04-2020 11:09:01

    Уважаемый Boris Musiqum!

    Благодарю Вас за отзыв о моей статье!
    Только она была написана не о Рериховском движении, и никаких оснований критиковать рериховцев я не вижу. И смысл моей статьи совершенно иной. Мне очень странно, что статья вызывала у Вас именно такую реакцию. По-моему, проблема совершенно надуманна на фоне тех грозных событий, которые мы переживаем.

    В Православии есть прекрасное правило. О нем не рассказывают, его показывают. Своим поведением. Думаю, нам всем было бы очень полезно следовать этому правилу и по отношению к Живой Этике.

    На мой взгляд, было бы намного полезнее посвятить свои внимание и силы не критике рериховцев (все, что нужно, уже сказала Людмила Васильевна Шапошникова), а подготовке статей по защите имени и наследия Рерихов. Нападок сейчас очень много. А наших ответов удручающе мало. И они очень нужны. На всех людях, которые умеют писать, сейчас лежит ответственность по защите.

    Что же касается рериховцев, то трагические события с общественным Музеем имени Н.К.Рериха, по-моему, все расставили по своим местам. И показали, кто друг, кто враг, а кто "и не друг, и не враг, а так".

  • Сергей Скородумов 30-04-2020 11:16:01

    Относительно гуманной педагогики я не согласен. Это не абстрактное направление, а именно гуманная педагогика лично Ш.Амонашвили, полностью замкнутая на ее автора.

    Но эту тему обсуждать не буду. Здесь не форум, а статья была посвящена другой теме.

  • Сергей Скородумов30-04-2020 11:19:01

    Уважаемая Елена!

    От всего сердца благодарю Вас за такой искренний отзыв и за стихи!

  • Бойкова Татьяна30-04-2020 11:53:01

    О подробностях о самой педагогики Амонашвили не в курсе. Если, например, с педагогикой и школой М.П. Щетинина все понятно насколько возможно понять со стороны, то здесь так просто не разберешься. А вот отзывов, что Амонашвили немало финансово взымал с людей за свои сеансы обучения и не всем это было по карману, я слышала. Но, как бы там ни было статья не о нем и не о рериховском движении, и рериховцах плохих или хороших. Борис, я в отличии от Вас не замечаю никого среди рериховцев над которыми бы сиял ниб. Отбросьте Вы свои обиды, посмотрите на все со стороны главного - Общего дела и спасения наследия. Надо стараться не критиковать друг друга, а помогать друг другу.

  • Майя Мартолина01-05-2020 10:48:01

    Борис, полностью солидарна с вашим суждением
    о Гуманной педагогике.
    Поистине, за Гуманной педагогикой -- Будущее!!!
    А разве не творили в сфере Гуманной педагогике великие учителя-подвижники -- Н.И. Пирогов,
    К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак?!
    И педагогика М. Щетинина из той же когорты созидательной учебно-воспитательной деятельности.

    PS. Не согласна только, Борис, с вашим пренебрежением к русскому языку.

  • Сергей Скородумов01-05-2020 12:45:01

    Уточним некоторые формулировки. С одной стороны, выделим педагогическое направление, которое слагали Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Януш Корчак… Я бы все-таки назвал его во избежание путаницы «Педагогикой Культуры».

    «Гуманная педагогика» Ш.Амонашвили – это его личная авторская разработка. И она была очень полезна до той поры, пока не произошли известные события с нашим Музеем… Какой выбор сделал Ш.Амонашивли, думаю, напоминать не нужно.

    В чем разница между перечисленными подвижниками и Ш.Амонашвили? И почему нельзя ставить их в один ряд?
    Первые всей своей жизнью утвердили идеи, которым следовали. О Ш.Амонашвили такого сказать (увы!) нельзя.

    На мой взгляд, невозможно рассуждать об этике и при этом в главном поступать противоположным образом. Я уже не говорю, что появление рядом с Ш.Амонашвили таких господ как оккультист Рами Блект, превращает «гуманную педагогику» в нечто совсем иное…

    Впрочем, мы опять уходим в сторону. Статья была посвящена не «гуманной педагогике» Ш.Амонашвили …

  • Елена02-05-2020 21:21:01

    Извиняюсь за комментарий не по теме публикации..., но согласна с Boris Musiqum (30-04-2020 08:03:01) в том, что из-за поступков человека актуальность и полезность его разработок никуда не делась. А по поводу того, что на этого человека есть большая обида, хочется сказать другое... Известно, что «растить обиду — плохой сад». Не обида это, а, возможно, досада и понимание несовместимости достойной разработки человека с ... отступлением его от здравого смысла (скажем так). Названная несовместимость вызывает сочувствие, но не желание сотрудничества. Я питала надежду, что найду в интернете публикации разработчика гуманной педагогики, свидетельствующие о том, что здравый смысл к нему вернулся, но не нашла... Понятно только одно: у человека в сознании что-то пошло не так. Это отразилось на его позиции, и разбираться со всем этим ему надо только лично.


    Администратор

    Возникает вопрос: чему же такой человек может научить молодое поколение?

  • Елена03-05-2020 11:23:01

    Администратор (02-05-2020 21:21:01): «Возникает вопрос: чему же такой человек может научить молодое поколение?»

    - Если ...отступлению от здравого смысла..., то это более чем печально...

  • Майя Мартолина05-05-2020 07:06:01

    Рационализм отупляет.
    Здравый смысл приносит много вреда...
    Паисий Святогорец

    Само понятие "рационализм", иначе "здравый смысл" изначально противоречит гуманизму.
    Рационализм -- рассудочное отношение к познанию жизненного бытия. Когда мир считает его единственным способом познания, исключая
    чувствознание.
    Если планетарное человечество по жизни будет уповать на опрометчивый рассудочный разум, страдания людей будут только возрастать. Видимо это ещё со школьной скамьи втемяшили в сознание учеников...
    Воистину, порочный рационализм убивает духовную жизнь человечества...

  • Сергей Скородумов05-05-2020 10:07:01

    К счастью, у всех нас есть сердце и совесть, которые помогают сделать правильный выбор и дать верные оценки происходящим событиям...

  • Елена05-05-2020 22:44:01

    Майя Мартолина (05-05-2020 07:06:01):«...Здравый смысл приносит много вреда...»

    - Майя, похоже, что мы с вами по-разному понимаем термин «здравый смысл». Для меня он неотделим от гуманизма, духовности и Общего Блага, а также не исключает чувствознание. А в контексте своих комментариев (02-05-2020 21:21:01 и 03-05-2020 11:23:01) под здравым смыслом я имела в виду следование волеизъявлению С.Н. Рериха в отношении МЦР и Музея.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Церковь и Рерихи »