Антон Надточеев. Всего лишь ширма? // Версия. Вышла в свет книга Учения Живой Этики «Община» на финском языке. СОЗЫВ II МЕЖДУНАРОДНОГО СЪЕЗДА РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ЕДИНЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ». Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза // Культура и время, 2002, № 1–2. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Глава VI. Антропокосмическое мировоззрение и формирование Рериховского культурного движения.


 

Завершая исследование формирования литературно-философского корпуса первоисточников этического гнозиса Махатм, необходимо уделить некоторое внимание возникновению и развитию нового культурного течения последователей антропокосмического мировоззрения Махатм. В данном случае мы имеем в виду только так называемое «Рериховское движение», которое в постсоветских республиках приобрело достаточно широкий размах. Мы не будем останавливаться на родственных духовных традициях последователей теософии и Храма Человечества, которые в настоящее время сохранили свои культурные центры и приумножили число последователей. Разумеется, эти культурные течения не избежали и определенных проблем, некоторые из которых еще в первой половине ХХ столетия отмечали сами Махатмы.

 

В социальном пространстве постсоветских республик Рериховское движение предстало довольно значительным культурным явлением конца ХХ века. Оно выступило центром притяжения альтернативных ортодоксальной Церкви духовных исканий и постепенно ассимилировало многие созвучные культурные традиции от мистического христианства и философии русского космизма до теософии и последователей восточной мысли. Если Православие и иные конфессии представляли собой объединенную линию религиозной духовности, то Рериховское движение явилось новой – светской формой духовного мировоззрения, тяготеющего к науке, космической философии и этическому синтезу религиозных доктрин.

 

Началом формирования Рериховского движения можно считать вторую четверть ХХ века, когда были подготовлены и опубликованы книги серии Живая Этика – Агни Йога. Масштабная культурно-просветительская деятельность Н.К. Рериха привлекла к себе внимание в Европе, Америке и Азии. Постепенно, по всему миру одно за другим стали появляться Общества последователей культурных инициатив Рериха. Однако деятельность этих организаций первоначально не была связана с изучением Живой Этики и имела преимущественно социальную и культурную направленность. Так одним из самых известных проектов, который продвигали рериховские общества в Америке и Европе, явилось международное соглашение о защите культурных ценностей. Это соглашение вошло в историю как Пакт Рериха. Первые комитеты по продвижению Пакта появились в США (Нью-Йорк, 1929 г.), во Франции (Париж, 1930 г.) и в Бельгии (Брюгге, 1930 г.). А в сентябре 1931 года в Брюгге уже состоялась Первая международная конференция Пакта.

 

Со временем стали появляться и первые группы по изучению Живой Этики – Агни Йоги. Сначала они были крайне немногочисленны. Несмотря на это, Рерихи не стремились к какой-либо рекламе нового Учения и строго выполняли завет своих Учителей о недопустимости зазывания в последователи Живой Этики и навязчивого миссионерства. «Отнесите Учение на перепутье!» [4, п. 669] – такой принцип распространения Живой Этики установили и завещали своим ученикам Махатмы. Самые ранние кружки по изучению Живой Этики – Агни Йоги сформировались в 30-е годы в Америке, Европе и Китае. Наибольшее значение из них имели группы в Нью-Йорке, Риге, Париже, Харбине, Шанхае. Участники этих групп внесли большой вклад в подготовку публикаций книг Учения, его популяризацию и первые переводы на иностранные языки.

 

Американские ученики Рерихов – Зинаида Фосдик, Эстер Лихтман, Франсис Грант и др. под руководством Елены и Николая Рерихов выполнили перевод книг Агни Йоги на английский язык. Позже в Нью-Йорке было создано Общество Агни Йоги, которое долгое время выступало одним из немногих международных центров по изучению и популяризации Агни Йоги. Возглавила его одна из самых близких американских учениц Е.И. Рерих Зинаида Фосдик.

 

С именами рижских учеников – А.И. Клизовским, Р.Я. Рудзитисом, Е.А. Зильберсдорфом, Е. И. Бумбиерсом – связаны первые работы по популярному изложению идей Агни Йоги, которые в 90-е годы XX века выдержали множество переизданий и пользуются вниманием читателей до сих пор. Там же в Риге было подготовлено первое издание писем Елены Рерих. После второй мировой войны прибалтийские рериховцы приняли самое непосредственное участие и в работе по переводу книг Учения на немецкий язык.

 

Значительный вклад в литературную разработку и философское осмысление идей Агни Йоги внесли участники харбинской и шанхайской групп последователей Рерихов – писатель А. П. Хэйдок, философ Н.А. Зубчинский (Н. Уранов), первая переводчица «Учения Храма» и Теософского словаря Е.П. Инге и другие. Альфред Хейдок перевел на русский язык теософскую классику: третий том «Тайной Доктрины», два тома «Разоблаченной Изиды» и «Письма Махатм». В Харбине Борис Абрамов начал принимать первые послания от незримого Учителя, которые спустя годы увидели свет под названием «Грани Агни Йоги». Многие произведения указанных последователей Агни Йоги долгое время существовали только в рукописях и стали открыто публиковаться на русском языке лишь после распада Советского Союза.

 

На территории Советского Союза в силу известных причин развитие рериховских организаций или групп по изучению Живой Этики – Агни Йоги было практически невозможно. Тоталитарная коммунистическая идеология не терпела никаких идейных конкурентов. Все, что хоть как-то могло подорвать основы диалектического материализма Маркса-Энгельса, все, что имело некий привкус религиозности или идеализма, подлежало безжалостному уничтожению. Поэтому в советских республиках Рериховское движение как таковое начало активно развиваться только после горбачевской перестройки в конце 80-х годов ХХ века. Однако возникло оно, разумеется, не на пустом месте.

 

Первые последователи Агни Йоги в России появились в далеком 1926 году, когда Рерихи во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции посетили Москву. Там среди различных деловых забот они несколько раз встречались и беседовали с молодыми художниками из мало кому тогда известной творческой группы «Амаравелла» – «Несущий свет». Эти художники симпатизировали теософским идеям и вообще духовному миропониманию, что на фоне воинствующего советского материализма и атеизма выглядело довольно необычно. Космические идеи Агни Йоги оказались созвучны их умонастроениям и повлияли на дальнейшее творческое и духовное развитие. Так неожиданно первые семена Учения в России были посеяны в сердцах русских художников Б.А. Смирнова-Русецкого, В.Т. Черноволенко и С.И. Шиголева. Но уже вскоре относительная свобода советского НЭПа закончилась и всем российским сторонникам Живой Этики – Агни Йоги пришлось десятки лет скрывать свои мировоззренческие симпатии.

 

Суровая участь постигла рижскую группу последователей Учения, после того, как Латвия накануне войны была присоединена к Советскому Союзу. Многие ее активные участники были арестованы и провели не один год за колючей проволокой в сталинских лагерях. Вернулись оттуда не все.

 

Долгое время отношение к Николаю Рериху в Советском Союзе было сложным и противоречивым. Железный занавес и идеологические стереотипы порождали множество мифов. Одни считали Рериха белым эмигрантом и буржуазным художником-мистиком, другие видели в нем «полубуддиста-полукоммуниста», а некоторые всерьез предполагали в нем резидента иностранной разведки. Все эти домыслы мешали увидеть и оценить масштаб его личности, его огромную культурно-просветительскую деятельность и, разумеется, пресекали всякий интерес к его мировоззрению.

 

Распространение идей Живой Этики в России, о чем мечтали Рерихи и их Учителя, сначала требовало реабилитации в глазах советской интеллигенции самого Рериха. Необходимо было развеять мифы и показать истинный облик выдающегося художника, мыслителя-гуманиста и общественного деятеля, признанного и уважаемого во многих странах мира. Это было не так просто сделать и требовало немалого времени и значительных сил. Но это было сделано всего за три года во многом благодаря усилиям одного человека – выдающегося востоковеда ХХ века Юрия Николаевича Рериха (1902-1960) – старшего сына Е.И. и Н.К. Рерихов.

 

Многие годы его родители стремились вернуться на Родину и предпринимали для этого все возможные шаги. Однако судьба распорядилась иначе, и свои последние дни провозвестники Живой Этики встретили за тысячи километров от России на индийской земле. Спустя два года после ухода Елены Рерих, его величество господин случай помог Юрию Рериху исполнить желание родителей и вернуться в 1957 году в Советский Союз по приглашению самого Первого секретаря Коммунистической партии Советского Союза Никиты Хрущева. Так в Институте востоковедения Академии наук СССР появился крупнейший специалист по духовной культуре Тибета и Индии, проживший тридцать лет в Азии и знавший более тридцати азиатских и европейских языков и наречий.

 

Мы полагаем, что реальный фундамент Рериховского движения в России и других советских республиках в значительной мере заложил Ю.Н. Рерих. За три года жизни в Москве ему удалось изменить отношение советской интеллигенции к Николаю Рериху, возродить научные исследования буддизма, вдохновить немногих советских последователей Рерихов на активную культурную деятельность, а также пробудить среди близких друзей и учеников интерес к духовной мысли Востока вообще и Живой Этике, в частности.

 

Конечно, тогда не только публиковать книги, но даже говорить о Живой Этике открыто было еще невозможно. Страна приняла Николая Рериха как выдающегося художника и гуманиста, но еще не была готова принять его как мыслителя и духовного лидера. Даже в 70-е и 80-е годы за интерес к духовным истокам мировоззрения Рерихов исследователи испытывали жесткий прессинг со стороны партийных и государственных органов. Однако внутренний перелом наступил именно тогда, в годы хрущевской оттепели. Скрытое движение в умах началось, и его уже невозможно было остановить никакими исключениями из партии, увольнениями с работы и отстранениями от научной и преподавательской деятельности.

 

Говоря об истоках Рериховского движения в Советском Союзе, было бы несправедливо не отметить многолетнюю культурную деятельность талантливого исследователя духовного наследия Рерихов Павла Федоровича Беликова (1911-1982). С 1936 года он состоял в постоянной переписке с Николаем Рерихом и другими членами его семьи, вел активную работу по изучению культурной деятельности Рерихов, распространял литературу духовного содержания. После войны в руках П.Ф. Беликова оказался собранный и сохраненный им богатейший архив документов, посвященных мировоззрению, духовному пути и культурно-просветительской работе Рерихов. Несколько десятков лет он вел обширную переписку со многими рериховцами, консультировал специалистов-исследователей, принимал активное участие в организации научных конференций – «Рериховских чтений», писал книги и статьи, помогал С.Н. Рериху вести дела в СССР. По сути, П.Ф. Беликов выполнял функции целого научного центра и сыграл существенную роль в распространении и изучении рериховских идей в Советском Союзе.

 

В 60-80-е годы основные группы по изучению и разработке рериховского наследия были сосредоточены в Москве (Б.А. Смирнов-Русецкий, Л.В. Шапошникова, В.М. Сидоров, Р.Б. Рыбаков, О.В. Румянцева, Л.В. Митрохин, Е.И. Полякова, С.М. Зорин и др.), Латвии (Р.Я. Рудзитис, Г.Р. Рудзите, Г.Ф. Лукин и др.), Эстонии (П.Ф. Беликов, К.А. Молчанова и др.), Сибири и Алтае (Н.Д. Спирина, Л.Р. Цесюлевич, И.Р. Рудзите, Е.П. Маточкин, Ю.М. Ключников и др.), Ленинграде (В.П. Князева, Л.В. Короткина, В.А. Росов и др.), Петрозаводске (Ю.В. Линник) и Тульской области (Б.Н. Абрамов). Из литературных произведений этого периода, созданных под влиянием идей Живой Этики, выделяются роман «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, повесть «Семь дней в Гималаях» Валентина Сидорова, поэтический цикл Натальи Спириной, а также культурно-исторические исследования творческой и духовной биографии Рерихов Павла Беликова и Валентины Князевой.

 

Новый большой импульс развитию Рериховского движения в Советском Союзе, а затем и в постсоветских республиках придал проживавший в Индии известный художник и общественный деятель Святослав Николаевич Рерих (1904-1992) – младший сын Е.И. и Н.К. Рерихов. В период коммунистического застоя он несколько раз посещал Советский Союз с персональными выставками, которые каждый раз вызывали неподдельный интерес в самых различных слоях советского общества и открывали зрителю чарующий мир древней индийской культуры и эстетику космического мировоззрения. Визиты и просветительская деятельность С.Н. Рериха значительно укрепили Рериховское движение в Советском Союзе, и на волне перестройки оказалось возможным поставить вопрос об открытии специальной рериховской культурной организации в СССР.

 

По инициативе С.Н. Рериха и при содействии Президента СССР М.С. Горбачева в 1989 году в Москве был создан Советский Фонд Рерихов (СФР), который должен был стать финансовой основой для работы общественного Музея Н.К. Рериха. Первым председателем Фонда был утвержден президент Академии художеств Б.С. Угаров. В 1990 году С.Н. Рерих передал Советскому Фонду Рерихов культурное наследие своих родителей, включавшее картины, архивы, ценные реликвии, библиотеку и личные вещи. В архиве Е.И. Рерих, в частности, находились рукописи опубликованных и неопубликованных литературно-философских источников Живой Этики – Агни Йоги. Большую роль в организации перевоза наследия старших Рерихов из Индии в СССР сыграли исследователь-индолог Л.В. Шапошникова и заместитель министра иностранных дел Ю.М. Воронцов. В 1991 году СФР был преобразован в Международный Центр Рерихов (МЦР), который позже получил статус неправительственной организации при ООН.

 

Переданные С.Н. Рерихом культурные ценности были положены в основу Музея Н.К. Рериха в Москве, явившегося составной частью МЦР. Музей и МЦР возглавила ученица и доверенное лицо С.Н. Рериха Л.В. Шапошникова. Постепенно МЦР развернул большую просветительскую работу и уже к концу 90-х годов прошлого века стал одним из крупнейших культурных центров по изучению и популяризации творческого наследия семьи Рерихов.

 

Развитие Рериховского движения на территории бывших советских республик в 90-е годы прошлого века происходило невероятно бурными темпами. Интерес к творчеству Рерихов и Живой Этике – Агни Йоге оказался настолько большим, что уже через несколько лет число рериховских групп и организаций в России, Украине, Белоруссии, Прибалтике превысило их количество в Европе, Америке и Азии вместе взятых. По нашим приблизительным оценкам книги Агни Йоги за прошедшие пятнадцать лет выдержали на русском языке как минимум десять изданий и имели устойчивый высокий рейтинг относительно множества иных книг философского характера.

 

Вместе с тем, Рериховское движение в русскоязычных странах не избежало и определенных проблем, которые в свое время предвидел еще Ю.Н. Рерих. На волне массового интереса к духовной мысли Востока к Движению примкнули люди разного образования, культурного уровня и мировоззренческих ориентаций. Многие из них мало представляли себе подлинные цели Живой Этики, слабо понимали ее философию и методы совершенствования человека и общества. Вместо того, чтобы возвышать собственное сознание до горизонта идеалов Учения, они ломали и низводили эти идеалы до уровня своих традиционных воззрений, интересов, образа мыслей и действий. В результате уже после 2000 года в Рериховском движении появились идейные противоречия и различные течения. Однако мы не будем дальше углубляться в эту тему, так как она вполне достойна отдельного исследования.

 

Деятельность многочисленных рериховских организаций сейчас, как и в прошлом, продолжает концентрироваться в основном на культурно-просветительских проектах. Философское осмысление и научная разработка Учения, освоение реформированной им духовной практики развивается достаточно медленно и крайне противоречиво. Массовое сознание последователей Рерихов по большому счету пока смогло воспринять лишь единственную интегральную идею Учения – сохранение, укрепление и развитие культурных основ общественной жизни во всем их творческом многообразии. Это выглядит довольно странным, но сейчас еще мало задумываются о том, что этой идеей антропокосмическое мировоззрение и практическая суть Живой Этики вовсе не исчерпываются. Махатмы во внешних формах социальной культуры видели вовсе не самоцель, а средство к формированию и развитию внутренней культуры духа. Эти непрерывные усилия по внутренней духовной трансформации человеческой природы на пути космической эволюции сознания и составляют высший практический смысл Учения Жизни индийских Махатм, разъясняемый в теософских источниках и текстах Агни Йоги.

 

Научный интерес к изучению наследия Рерихов и философии Живой Этики – Агни Йоги начинает интенсивно нарастать в 90-е годы ХХ века. Однако в Советском Союзе первые диссертационные исследования творчества Н.К. Рериха (Л.В. Короткина, В.М. Сидоров, Е.Г. Сойни) появились уже в 70-80-е годы. Но тогда из-за идеологической цензуры еще невозможно было рассматривать художественные работы и культурные проекты Николая Рериха в контексте идей Живой Этики. Свобода слова и мысли понемногу стали появляться только под влиянием горбачевской перестройки. А полный мировоззренческий плюрализм начал распространяться уже в период демократизации российского общества.

 

Но академическое сознание, в отличие от политического, изменялось очень медленно. Оно насквозь было пропитано марксистско-ленинским материализмом, с одной стороны, и во многом идеализировало православную традицию, с другой. В 1994 году ситуация осложнилась крайне реакционным по отношению к Рерихам и Живой Этике определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви. Смысл этого определения сводился к публичной демонстрации негативного отношения Церкви к рериховскому Учению и отлучению его последователей от Православия. Поэтому выбор темы диссертационного исследования, связанной с Рерихами и Живой Этикой, и последующие попытки публичной защиты такой диссертации встречали в академической среде серьезное противодействие и требовали немалого научного мужества даже в 90-е годы.

 

Тогда, по 2001 год включительно, преимущественно в диссертационных советах Москвы и Санкт-Петербурга, были защищены исследования, посвященные различным аспектам философии Живой Этики – Агни Йоги (Е.А. Трофимова, Н.Е. Самохина, Д.А. Шаров, С.Р. Аблеев, А.М. Хачатрян); творчеству, культурологическим и эстетическим воззрениям Рерихов (М. Тхакур, И.А. Жерносенко, В.В. Волков, Е.П. Яковлева, А.О. Букин, О.В. Лазаревич, О.А. Козина, Л.В. Короткина); педагогическим идеям Живой Этики и Е.И. Рерих (А.Г. Андреева, Л.Н. Осипова, С.М. Кудрявцева, Н.Д. Лащенко). Из последующих диссертационных исследований (до 2005 года включительно) выделяются работы, посвященные социально-философской инфраструктуре эзотерической традиции в России ХХ века (Е.В. Зорина), и проблеме преображения человека в русском космизме и философии Рерихов (Н.В. Башкова).

 

В этот же период появляются интересные монографические исследования идей Живой Этики и творчества Рерихов (Л.В. Шапошникова, Ю.В. Линник, Ю.М. Ключников, С.Ю. Ключников, В.А. Росов и др.). Постепенно развивалась разработка философской проблематики Учения (Л.М. Гиндилис, А.В. Иванов, С.Р. Аблеев, В.В. Лесков, М.А. Можейко и др.), исследования психической энергии (Е.Е. Семенихин, К.Г. Коротков, А.В. Светлов, Е.Г Яковлева и др.), разрабатываются тематические подборки и указатели. Вместе с тем, на фоне многочисленных компиляций и популярных изданий серьезные научные исследования Живой Этики – Агни Йоги по своему объему выглядели достаточно скромно. Философия и духовная практика антропокосмического гнозиса Махатм не только для широких общественных кругов, но даже для многих его последователей все еще продолжает оставаться терра инкогнита – неизвестной землей.

 

Формирование Рериховского движения в СССР долгое время происходило обособленно от зарубежных стран. Международные контакты стали активно развиваться только в 90-е годы прошлого столетия. Однако за рубежом, преимущественно в Америке и Европе, культурное течение последователей Рерихов до конца 80-х годов ХХ века развивалось более свободно и интенсивно, чем в Советских Республиках.

 

Достаточно влиятельный центр сторонников Живой Этики еще в 30-е годы, при участии самих Рерихов, начал формироваться в США. Его основой явился Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке и созданное позже Американское общество Агни Йоги. После войны большую роль в сохранении и развитии этих и других рериховских организаций в Америке сыграли американские сотрудники и ученики Рерихов – Зинаида Фосдик (1889-1983), Франсис Грант (1892-1993), Морис Лихтман (?-1948), Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (1898-1996) и Гизела Фричи (1899-1996).

 

В Европе, если не принимать в расчет довоенную Ригу, наиболее значимые группы последователей Рерихов появились во Франции, Югославии, Австрии, Германии, Болгарии. Во Франции базировался Европейский Центр при Музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Он был основан в Париже еще в 1929 году. Здесь издавались некоторые книги Агни Йоги и авторские работы Рерихов. Среди французских сотрудников Рерихов наиболее известен профессор права Георгий Шклявер (?-1970), который с самого основания Европейского Центра являлся его генеральным секретарем. Здесь же во Франции, еще в начале 30-х годов, были написаны несколько диссертаций, посвященных рериховской инициативе международного договора о защите культурных ценностей [66, с. 333].

 

В Югославии заметную роль играл издатель популярного белградского журнала «Оккультизм и Йога» Александр Асеев (1902-1993), который начал переписываться с Рерихами еще в 30-е годы. Е.И. Рерих в этом журнале вела рубрику «Свободная трибуна». Позже Асеев, вопреки советам Рерихов, оставил Европу и переехал в Парагвай. Югославское общество Рериха после его первого президента Милана Марковича возглавила давний корреспондент Е.И. Рерих Вера Дукшта-Дукшинская.

 

Значительный вес в послевоенной Западной Европе постепенно приобрело основанное в 1952 году Международное этическое общество «Мировая Спираль», деятельность которого в основном распространялась на Австрию, Германию и Швейцарию. Это общество было создано по инициативе австрийского последователя Рерихов Леобранда (настоящее имя – Леопольд Брандштетер (1915-1968)). Его группой была завершена начатая прибалтийскими рериховцами работа по переводу Живой Этики на немецкий язык. Кроме того, Леобранд написал популярные «Письма о Живой Этике», посвященные осмыслению различных аспектов философии Махатм и Рерихов и подготовил двухтомный компилятивный труд «Психическая Энергия». В немецкоязычных странах среди последователей Живой Этики эти работы получили большую известность.

 

В Восточной Европе рериховские идеи наибольшим вниманием пользовались в Болгарии. Этому в свое время способствовала активная поддержка историка, председателя Комитета культуры Болгарии Людмилы Тодоровны Живковой (1942-1981) – дочери лидера Коммунистической партии Болгарии Тодора Живкова.

 

Сейчас Рериховское движение продолжает развиваться по всему миру – в Европе, Северной и Южной Америке, Индии, республиках Средней Азии и, конечно, в России. Нам известно, что группы последователей рериховских идей появились на Ближнем Востоке и в Японии. Учение Живой Этики – Агни Йоги еще в ХХ веке было переведено на основные европейские языки. Несколько лет назад предпринимались попытки перевода на арабский язык. Однако об их результатах, а также о переводах на китайский язык на данный момент нам ничего не известно.

 

Таким образом, менее чем за сто лет после появления первых книг Живой Этики новое духовное учение распространилось по странам и континентам и предстало взору исследователей в качестве одного из самых удивительных культурных феноменов современности. Преодолевая национальные, религиозные и политические барьеры, антропокосмическое мировоззрение распространялось вопреки различным идейным противодействиям и постепенно становилось все более влиятельной духовно-философской альтернативой догматическому богословию и позитивистскому рационализму прошлых столетий.

10.01.2007 07:24АВТОР: С.Р. Аблеев | ПРОСМОТРОВ: 1689




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Наука и исследования. Статьи. »